Как в Томске учат визуальному и измерительному контролю

Визуальный и измерительный контроль, по расхожему мнению, считается самым простым видом НК. Конечно, если сравнивать ВИК и, например, вихретоковый контроль или какой-нибудь велосиметрический метод акустического контроля, то да, кажется, тут не о чем говорить. Однако считать ВИК прям совсем уж банальным и скучным методом, который можно, не напрягаясь, освоить за 5-дневный курс в НОАП – в корне неправильно. Во-первых, как нам представляется, этот метод сложновато изучать отчасти потому, что в нём довольно много такой теории, которую тяжеловато запомнить именно потому, что она, как может показаться, вряд ли пригодится в практической деятельности. Другими словами, в теории ВИК много таких вещей, которые люди заучивают только к экзаменам, но после прохождения аттестации – благополучно забывают на 3 года, до продления. Ну реально – кто из рядовых дефектоскопистов ВИК может сходу объяснить, чем освещённость отличается от светимости, а светимость – от яркости? Кто может, не подглядывая в буквари, назвать длину волн видимого излучения? Какое значение контраста объекта различения с фоном считается малым, средним, большим?
Во-вторых, как нам кажется, ВИК особенно сложен с точки зрения правильной классификации дефектов. ВИК сварных соединений – это одно, поковок – это другое, отливок – третье, прокат – тоже со своей спецификой и пр. В том же УЗК всё проще – протяжённый/непротяжённый, объёмный или плоскостной. Ну ок, скопление, непровары, с подкладными кольцами – затёки (если говорить, в целом, про «расшифровку» эхо-сигналов от отражателей) и пр. ПВК и МПД – это вообще индикаторные методы, в лучше случае – речь там про округлые/протяжённые. РК – уже сложнее, но ВИК – стоит особняком. Для сравнения: ГОСТ 19200-80 по отливкам из чугуна и стали – 50 типов дефектов. ГОСТ 21014-88 по прокату чёрных металлов – 64 типа дефектов (и это не считая дефектов формы листов, лент и рулонов). И конечно, можно назубок выучить определение терминов, описание дефектов – но главное, конечно же, это зрительная память, опыт, личные наблюдения. Вот почему по-настоящему хорошие специалисты ВИК (как и НК в целом), по убеждению тех преподавателей, с которыми доводилось беседовать, - это годы работы над собой.
Такое долгое вступление случилось потому, что редакция «Дефектоскопист.ру» попросила специалистов томского
Регионального центра аттестации, контроля и диагностики (Инженерная школа неразрушающего контроля и безопасности Томского политеха – один из наших спонсоров) рассказать, как у них учат визуальному и измерительному контролю. Какие знания и навыки на выходе получают будущие дефектоскописты ВИК? Что можно рекомендовать тем, кто хочет постичь дзен в этом методе НК? Короче говоря, вопросов много – но на все нашлись ответы.
Какие учебные программы для специалистов ВИК предусмотрены в Вашем центре? Как давно они были разработаны, как часто актуализируются, кем утверждаются?
В нашем центре разработана и утверждена основная программа предаттестационной подготовки специалистов по ВИК, в соответствии с требованиями по объему часов общих правил аттестации, а также дополнительных, например, для объектов АК «Транснефть». Программа рассчитана на длительность курсов от 16 до 80 часов, в зависимости от опыта специалиста и его дальнейшей аттестации. Наиболее востребована 40-часовая программа на рабочую неделю. По мере поступления новых средств контроля, различных измерительных и вспомогательных инструментов и шаблонов, мы стараемся актуализировать программу и добавлять в нее больше практических занятий. В части физических процессов, на которых базируется ВИК, актуализацию проводить не требуется, так как изначально она была составлена компетентными и сильными специалистами по данному направлению.
Чему отдаётся предпочтение при подготовке специалистов ВИК – теории или практике?
Следует разделить программу ВИК на сам процесс проведения ВИК, и на его нормативно-правовое регулирования. Именно этим составляющим уделяется одинаковое внимание. Если рассмотреть сам процесс проведения ВИК, то, конечно же, отдается предпочтение практической составляющей – поиску, выявлению и определению несплошностей, измерительному контролю, умению пользоваться инструментами и шаблонами.
По Вашему мнению, сколько времени нужно ещё отработать на производстве, чтобы состояться в этом виде контроля и стать полноценным специалистом?
Время обучения в центре, конечно, важный фактор, но не основополагающий. Чем больше у человека практического опыта, тем безусловно, ему легче применить свои теоретические знания в полевых условиях. Однако и здесь есть нюанс. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человек с огромным опытом работы настолько уверен в своих знаниях, что допускает систематические ошибки, не обращая на это внимание. Либо с трудом воспринимают новые изменения в законодательстве, нормативных документах и появлении новых возможностей в виде дополнительных шаблонов и инструментов, что отказываются с этим разбираться самостоятельно. Наша задача как раз и заключается в том, чтобы дать возможность специалисту разобраться в тех или иных вопросах, показать и рассказать о фундаментальных основах метода и современных подходах к его выполнению. Также однозначно могу сказать, что только самостоятельная работа и личное желание и стремление специалиста стать профессионалом, может сделать его таковым. Наша задача только помочь в этом, чем мы и занимаемся.
Есть такое расхожее заблуждение, будто бы ВИК – это чуть ли не банальный вид НК, овладеть которым очень легко, большого труда для этого не нужно. Что можете сказать тем, кто так полагает?
Да, он считается банальным, но только потому, что мы ежедневно используем данный нам природой детектор - наши глаза, и воспринимаем это как должное. Но обеспечить достоверность и объективность визуального контроля – трудная задача. Необходимо обладать техническими навыками, понимать физику распространения света, различные оптические эффекты, которые могут влиять на результаты и достоверность контроля. Воспринимая наше зрение как должное, многие специалисты пренебрегают правилами и инструкциями, соблюдение которых бывает гораздо сложнее, чем владеть различными физическими методами контроля, где нужно настроить прибор и получить с него конкретный сигнал.
Что самое сложное в подготовке специалиста ВИК? И с точки зрения преподавателя, и с точки зрения ученика.
Преподавать – это талант. У нас в Университете очень много профессоров и докторов наук, которые занимаются глубокими исследованиями, имеют собственные разработки и патенты, но далеко не каждый из них преподаватель. Самое сложное в этом деле понимать, что очевидные и легкие вещи для специалиста с одним уровнем, могут быть нерешаемой и сложной задачей для другого. Найти подход к группе специалистов и индивидуально каждому, уметь объяснить простым и доступным языком сложные вещи – это действительно талант, которым обладают не все. Мы стараемся в подготовке задействовать именно таких преподавателей, которые объясняют понятным и доступным языком, умеют донести информацию до ученика и заинтересовать его.
Какие иллюстративные, учебно-методические, справочные материалы есть в распоряжении Вашего центра (в печатном и в электронном виде)?
Изображения дефектов сварных соединений, литья, и других дефектов металлических и неметаллических изделий. Материалы представлены преимущественно в электронном виде. Основные учебно-методические материалы – это нормативно-технические документы по ВИК. Также есть собственные разработанные методические пособия и галерея образцов, полученных от наших партнеров с настоящими эксплуатационными дефектами.
Ни в СДАНК-02-2020, ни в ГОСТ Р ИСО 9712-2019 нет однозначных указаний по тому, как должна выполняться проверка цветового зрения. Быть может, Вам известно, как это проходит на практике? И проводится ли проверка состояния зрения у кандидатов в Вашем центре?
Одним из критериев возможности пройти аттестацию, в том числе по ВИК, является отсутствие противопоказаний по зрению. Определяют соответствие зрения специалиста установленным требованиям квалицированные и компетентные специалисты (окулисты), уполномоченные на проведения такого вида деятельности. Подвергать сомнению заключение сертифицированного специалиста с медицинской организации мы не в праве. В свою очередь, конечно, специалист должен выявить и определить заранее подготовленные несплошности на учебных паспортизированных образцах, или при сдаче практического экзамена при сертификации.
В каких системах (по каким документам) можно пройти аттестацию в Вашем центре? Можно ли у Вас пройти хотя бы просто подготовку, например, для последующей сертификации по зарубежным ISO 9712 и DS-1?
Аттестацию мы проводим в Системе НК, в соответствии с требованиями федеральных нормам и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01 декабря 2020 г. №478, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020 г., регистрационный № 61795. Данные правила разработаны в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9712-2019 и дополнительно учитывают особенности НК технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и (или) эксплуатируемых на опасных производственных объектах. Требования ISO 9712 и DS-1 нам знакомы, кроме того, в ближайшее время мы планируем активно начать работать с этими документами, проводить подготовку и сертификацию специалистов.
Можете внести ясность: верно ли, что для проведения ВИК, например, в ОТК при каком-нибудь предприятии аттестация не обязательна и достаточно какого-то внутреннего подтверждения компетентности? Или это неправильная трактовка положений ФНиП?
ФНиП устанавливают возможность проведения ВИК подразделениями организации без оценки компетентности этого подразделения, при соответствии персонала, выполняющим ВИК требованиям ФНиП, то есть персонал должен быть обязательно с требуемой областью аттестации по ВИК.
Из каких регионов, от каких предприятий направляют специалистов ВИК к Вам на обучение, первичную аттестацию и продление аттестации?
География наших работ в РФ начинается в Калининграде и заканчивается на острове Сахалин, не считая ближнего зарубежья. Если говорить конкретно про программу ВИК, то, как минимум, она находится в реестре аккредитованных программ ПАО «Газпром» и буквально не так давно в нашем центре прошло обучение более 100 специалистов дочернего общества ПАО «Газпром» из Нового Уренгоя.
Расскажите, пожалуйста, о преподавателях Регионального центра аттестации, контроля и диагностики, которые проводят занятия по ВИК? Какая у них квалификация, опыт работы, специализация?
Преподаватели – это сотрудники университета, специалисты высшей квалификации. Доценты, профессора, кандидаты и доктора наук с третьим уровнем квалификации, которые занимаются разработками и исследованиями в области приборостроения, сварочного производства и диагностики.
Какие образцы сварных соединений (полуфабрикатов, изделий) с наружными дефектами имеются в Вашем центре для проведения занятий? Какие из них были изготовлены специально, по Вашему техническому заданию, а какие были получены, скажем так, «в реальных производственных условиях»?
Парк образцов сварных соединений большой, рассчитанный на обучение специалистов по всем категориям объектов повышенной опасности. В нашем центре есть образцы из полиэтиленовых труб, железобетонные изделия, объекты железнодорожного транспорта, металлургические отливки, лопатки турбин и всевозможные типы сварных соединений с разных металлов и сплавов. Кроме того, специалисты нашего центра освоили технологию изготовления различных образцов, что позволяет нам пополнять учебные и экзаменационные образцы собственными силами.
Работе с какими инструментами для ВИК обучают в Вашем центре? Особенно интересуют шаблоны сварщика – их великое множество, очень любопытно, какие есть в РЦАКД?
Основным средствам ВИК, которые ранее устанавливал РД-03-606-03 – линейки, лупы измерительные, угольники, индикаторы часового типа, штангенциркули, шаблоны, в том числе шаблоны сварщика. Наиболее распространенные у нас – это шаблоны УШС-3, УШС-2, шаблоны WG и MR.
Какие источники освещения используются в Ваших учебных лабораториях, где проводятся практические занятия?
В соответствии с ГОСТ Р 58399 используются лампы накаливания и индивидуальные источники освещения.
После отмены РД 03-606-03 прошёл почти год. Но кроме «коммерческого» СТО 9701105632-003-2021 и совсем уж общего ГОСТ Р ИСО 17637-2014 так ничего и не появилось взамен. Может, Вам известно, чего ожидать?
В данном случае мы ссылаемся на письмо Ростехнадзора от февраля 2021 года б/н, в котором РД 03-606-03 в качестве рекомендательного документа может применяться, в части, не противоречащей действующему законодательству РФ.
И последнее: дайте какие-нибудь рекомендации по изучению ВИК и формированию практических навыков его проведения?
В любом деле есть золотое правило – семь раз отмерь, один раз отрежь. Так вот семь раз нужно прочитать и понять, что от тебя требуется. Разобраться с тем, что тебе нужно для работы и уметь с этим работать. И только после этого один раз и наверняка сделать свой труд, от которого потом зависит очень многое. Только с таким подходом можно научиться перепроверять и контролировать самого себя и получить тот самый опыт, который определяет специалиста профессионалом.

Благодарим специалистов Регионального центра аттестации, контроля и диагностики за ответы. И напоминаем, что ранее на «Дефектоскопист.ру» было опубликовано интервью с руководителем РЦАКД Денисом Сергеевичем Белкиным.
К другим новостям
Сверху