Сергей Сергей
Профессионал
Вопрос интересный и затрагивает много аспектов работы лаборатории неразрушающего контроля, ну по крайней мере моей.
Ситуация следующая:
На литейном предприятии выпускается продукция, по большей части для нужд машиностроительных предприятий или для нужд предприятий, которые делают продукцию для нужд машиностроительных предприятий.
На часть этой продукции имеется требования, в технических требованиях чертежа в проведении магнитопорошкового контроля.
Требования очень неоднозначные, если не сказать больше, чаще всего это:
Что бросается в глаза:
Во всех этих требованиях чувствуется что то ветхозаветное.
Все это не самая большая проблема если конечным потребителям является РДЖ например, там можно найти конструкторов и уточнить все нюансы, да и институты со специалистами есть.
А вот если, например метрополитен, хотя это такие же РЖД но принимают по разному, там все сложнее, конструктора знать не знают ни чего о НК, требования написаны испокон веков, менять или разбираться ни кто, ни чего не будет, ни чего не допускается, от нас отстаньте.
Да, есть еще инструкция по МПК на производстве, но ее к делу не пришьешь.
И в целом я понимаю что надо добиться от конструкторов нормальных требований по НК, и это единственный верный вариант развития событий, и в этом направлении работы с переменным успехом ведутся но сейчас не совсем об этом.
Сейчас о том, что такое «ни чего не допускается» и что это такое на литье так еще и с шероховатостью Rz 320?:
Во первых литье, субстанция относительно грязная, неметаллических включений разного рода пруд пруди, но есть методики их определения в лаборатории металлографии, они это успешно выявляют и допускают их наличие, а у меня при проведении МПК их тоже видно, но в связи с тем что «ни чего не допускается», мне их надо браковать, а может и не надо.
Во вторых шероховатость, максимумах а особенно на минимумах профиля может многое отложится, а еще и неслитины и всяческие корочки поверхностные.
В третьих подповерхностные дефекты особенно раковины в проекции плоскости поверхности могут быть невероятно похожи на трещины.
В четвертых, если не дай бог кто то решит исправить литье сваркой, то тут все еще интересней, структура на столько разная, что при проведении МПК чего только можно там ни найти.
Так же в поисках «ни чего не допускается» решил обратиться к забугорным коллегам, и у них в EN 1369:2012 хоть что то, но допускается, в зависимости от «уровня качества».
Можно попробовать прибегнуть к термину ложный дефект, но пока, как я думаю, нет конкретных норм контроля а соответственно и понятия дефекта, то пока не должно быть и понимание ложного дефекта.
ПС: в литье придраться можно к любому индикатору, а браковать надо по моему надо не по миллиметровым индикаторам, а по чему ни будь более существенному.
Делитесь мнениями коллеги!
Ситуация следующая:
На литейном предприятии выпускается продукция, по большей части для нужд машиностроительных предприятий или для нужд предприятий, которые делают продукцию для нужд машиностроительных предприятий.
На часть этой продукции имеется требования, в технических требованиях чертежа в проведении магнитопорошкового контроля.
Требования очень неоднозначные, если не сказать больше, чаще всего это:
- «Деталь проверить на магнитопорошковом дефектоскопе. Уровень чувствительности В по ГОСТ 21105-87. Трещины не допускаются»
- «Проверить на магнитопорошковом дефектоскопе комбинированным намагничиванием по ГОСТ 21105-87. Дефекты не допускаются»
- «Деталь проверить на магнитом дефектоскопе по ГОСТ Р 56512-2015. Дефекты не допускаются. Допускается вместо проверки на магнитом дефектоскопе выполнять вихретоковый контроль по ГОСТ ИСО 15549-2009»
Что бросается в глаза:
- Трещины не допускаются – кто определяет вид дефекта, по мне не дефектоскопист, он может только сказать что индикация линейная и протяженная например.
- Нет зон контроля, что бы Вы понимали «деталь» это литье с мехобработкой (далее МО), то есть надо контролировать одновременно и литье и обработку и при этом можно вихретоком (литье вихретоком???).
- На МО мы еще как то можем соответствовать какому то уровню чувствительности, а на литье где шероховатость гораздо больше Ra 10 уже не ни как не можем.
- Дефекты не допускаются, тут самый главный вопрос, о нем ниже.
Во всех этих требованиях чувствуется что то ветхозаветное.
Все это не самая большая проблема если конечным потребителям является РДЖ например, там можно найти конструкторов и уточнить все нюансы, да и институты со специалистами есть.
А вот если, например метрополитен, хотя это такие же РЖД но принимают по разному, там все сложнее, конструктора знать не знают ни чего о НК, требования написаны испокон веков, менять или разбираться ни кто, ни чего не будет, ни чего не допускается, от нас отстаньте.
Да, есть еще инструкция по МПК на производстве, но ее к делу не пришьешь.
И в целом я понимаю что надо добиться от конструкторов нормальных требований по НК, и это единственный верный вариант развития событий, и в этом направлении работы с переменным успехом ведутся но сейчас не совсем об этом.
Сейчас о том, что такое «ни чего не допускается» и что это такое на литье так еще и с шероховатостью Rz 320?:
Во первых литье, субстанция относительно грязная, неметаллических включений разного рода пруд пруди, но есть методики их определения в лаборатории металлографии, они это успешно выявляют и допускают их наличие, а у меня при проведении МПК их тоже видно, но в связи с тем что «ни чего не допускается», мне их надо браковать, а может и не надо.
Во вторых шероховатость, максимумах а особенно на минимумах профиля может многое отложится, а еще и неслитины и всяческие корочки поверхностные.
В третьих подповерхностные дефекты особенно раковины в проекции плоскости поверхности могут быть невероятно похожи на трещины.
В четвертых, если не дай бог кто то решит исправить литье сваркой, то тут все еще интересней, структура на столько разная, что при проведении МПК чего только можно там ни найти.
Так же в поисках «ни чего не допускается» решил обратиться к забугорным коллегам, и у них в EN 1369:2012 хоть что то, но допускается, в зависимости от «уровня качества».
Можно попробовать прибегнуть к термину ложный дефект, но пока, как я думаю, нет конкретных норм контроля а соответственно и понятия дефекта, то пока не должно быть и понимание ложного дефекта.
ПС: в литье придраться можно к любому индикатору, а браковать надо по моему надо не по миллиметровым индикаторам, а по чему ни будь более существенному.
Делитесь мнениями коллеги!