Могут ли дефекты быть допустимыми?

Ответить

admin

Admin
Регистрация
16.04.2012
Сообщения
5,983
Реакции
1,464
Адрес
Омск
Общеизвестно, что дефекты могут приводить к поистине страшным последствиям: выходу деталей из строя, аварийным ситуациям и даже к проблемам экологического характера. Собственно, неразрушающий контроль направлен на то, чтобы, не изменяя объект, обнаружить образовавшиеся в нем дефекты и предотвратить тем самым ущерб экономического или иного плана.
Однако дефект дефекту рознь. Так, выделяют дефекты допустимые и недопустимые. Первые не могут привести к серьезным разрушениям детали. Ко вторым же относят нарушения сплошности или формы материала, которые могут вывести деталь из строя раньше положенного ей по сроку службы времени.
Стоит признать, однако, что до настоящего времени не разработано каких-либо общепринятых, системных критериев, на основании которых было бы возможным однозначное определение дефекта как допустимого или, напротив, недопустимого.
Многие специалисты убеждены, что понятие допустимого дефекта вообще нельзя признать правомерным, так как любой дефект, образованный на внешней или внутренней поверхности объекта, неизбежно приводит к его разрушению, нарушению его рабочих характеристик и пр. Именно поэтому базовым принципом промышленной безопасности является стремление применять наиболее высокочувствительные методы, способные на самых ранних стадиях выявлять даже мельчайшие дефекты.
Сторонники классификации дефектов на допустимые и недопустимые резонно замечают, что обнаружить абсолютно все дефекты – задача едва ли выполнимая и целесообразная. Увы, но абсолютно каждая поверхность содержит те или иные дефекты, что может быть легко доказано на микроуровне. Традиционные технологии неразрушающего контроля не могут выявить столь незначительные повреждения. А потому чаще всего специалисты ссылаются на остаточный ресурс детали.
И хотя научно обоснованных, подкрепленных практикой, общепризнанных критериев разграничения допустимых дефектов от недопустимых пока нет, кое-какие наработки в этом направлении имеются. Так, установлено, что потенциальный вред от дефекта зависит не от его глубины залегания, размеров и иных параметров, а от его способности развиваться. Двигателем этого развития может стать время или приходящаяся на деталь нагрузка. Таким образом, даже мельчайшая трещинка постепенно может стать серьезным дефектом, перечеркивающим нормальное функционирование детали.
 

Katpan

Бывалый
Регистрация
24.06.2012
Сообщения
83
Реакции
1
Мое мнение - все, что мы выявляем при УЗК необходимо называть несплошностью (или нарушением сплошности). Вот несплошность может быть допустимой или недопустимой. Если несплошность недопустимая, то ее следует называть дефектом.
 

rimvidas

Бывалый
Регистрация
28.09.2012
Сообщения
195
Реакции
6
Адрес
РЖД сеть дорог
В рельсовой дефектоскопии, например, нет вообще такого понятия "допустимый" или "недопустимый". Если дефект внутренний, то изделие (рельс) бракуется 99% независимо от размера внутренней несплошности, т.к. из-за возможного разрушения рельса под поездом ставки слишком велики и не один дефектоскопист (если дружит с головой) не возьмёт на себя ответственность выдать заключение, что дефект допустимый.
 

artem_tagin

Свой
Регистрация
27.08.2012
Сообщения
25
Реакции
3
Адрес
Узбекистан, Чирчик
Веб-сайт
www.bik.uz
акустикоэмиссионный метод как раз таки градирует дефекты не по размерам, а по степени их воздействия на ОК. Источники АЭ делятся на 1пассивный, 2активный, 3критически активный, 4катастрафически активный. Вот Вам и допустимый или не допустимый. Так можно например методом УЗК или РК определить дефект как не допустимый- т.е. превышающий допустимые нормы. А проведя АЭ контроль определить его как пассивный или вообще не получить от данного дефекта сигнал. Следовательно вывод- данный дефект не каким образом не влияет на пригодность ОК к эксплуатации, и во время эксплуатации на него не воздействует. А значит и не надо его исправлять. То же самое в обратном порядке. Традиционными методами можно пропустить дефект как допустимый или не превышающий допустимых норм, проведя акустику определить его как критический источник АЭ сигнала и забраковать. Вообще мне кажется что будущее за акустикой. Вот только фильтрация- дело геморное. Уж очень все запутано;(
 

NikShel

Свой
Регистрация
21.09.2012
Сообщения
30
Реакции
1
Адрес
Латвия
Господа!
Я не знаю российских стандартов и прочих нормативных документов и прочитав заголовок, подумал: "и слава Богу!"
Почитайе EN1712: http://ntcexpert.ru/evropejskie-standarty
Там говорится о допустимости индикаций !
 

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
3,558
Реакции
978
Возраст
45
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
rimvidas написал(а):
В рельсовой дефектоскопии, например, нет вообще такого понятия "допустимый" или "недопустимый". Если дефект внутренний, то изделие (рельс) бракуется 99% независимо от размера внутренней несплошности, т.к. из-за возможного разрушения рельса под поездом ставки слишком велики и не один дефектоскопист (если дружит с головой) не возьмёт на себя ответственность выдать заключение, что дефект допустимый.
А как же ДР и ОДР? 52.2 менее 30мм - ДР, 21.2Н, не заходящий за ось симметрии, в Р65, 12,5метров до другого, 3 метра до торца и более - ДР, 69 - 6 мм, 7мм, 8мм и менее для Р50, Р65, Р75 - ДР. 30Г - пропадание донного прми наличии механического повреждения до 70 мм ?
 

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
3,558
Реакции
978
Возраст
45
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
Исчезло куда-то мое августовское сообщение, но читаем ГОСТ 15467 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

43. Критический дефект Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо
44. Значительный дефект Дефект, который, существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность; но не является критическим
45. Малозначительный дефект Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность
В отдельных отраслях, например, строительные несущие и ограждающие конструкции (ГОСТ 23118) есть понятие Допустимые дефекты по уровням качества (высокий, средний, низкий)
 

Павел

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
10.05.2012
Сообщения
2,027
Реакции
108
Kaktus_SPb написал(а):
Исчезло куда-то мое августовское сообщение, но читаем ГОСТ 15467 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

43. Критический дефект Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо
44. Значительный дефект Дефект, который, существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность; но не является критическим
45. Малозначительный дефект Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность
В отдельных отраслях, например, строительные несущие и ограждающие конструкции (ГОСТ 23118) есть понятие Допустимые дефекты по уровням качества (высокий, средний, низкий)
Уважаемый коллега, вышел новый ГОСТ Р 53697-2009 (ISO\TS 181173:2005),формулировки не много поменялись. В ВТО вступили однако.
 

Kaktus_SPb

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
22.08.2012
Сообщения
3,558
Реакции
978
Возраст
45
Адрес
Санкт - Петербург, ПГУПС-ЛИИЖТ
Веб-сайт
vk.com
Павел написал(а):
[quote="Kaktus_SPb":26b327ow]Исчезло куда-то мое августовское сообщение, но читаем ГОСТ 15467 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

43. Критический дефект Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо
44. Значительный дефект Дефект, который, существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность; но не является критическим
45. Малозначительный дефект Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность
В отдельных отраслях, например, строительные несущие и ограждающие конструкции (ГОСТ 23118) есть понятие Допустимые дефекты по уровням качества (высокий, средний, низкий)
Уважаемый коллега, вышел новый ГОСТ Р 53697-2009 (ISO\TS 181173:2005),формулировки не много поменялись. В ВТО вступили однако.[/quote:26b327ow]

Уважаемый коллега. Действительно вышел ГОСТ Р 53697-2009, но ГОСТ 15467 также действует.
C 1 сентября 2011 года все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение, но ГОСТ 15467 туда включен (можно проверить на сйте Росстандарта), что касается ГОСТ Р 53697, то он устанавливает, что используемые в нем термины не могут быть дополнены в стандартах на другие методы НК, но ГОСТ 15467 более общий, так как оносится к основому показателю продукции - качеству, дефект можно выявлять и без НК...
 

ksenmds

Бывалый
Регистрация
24.05.2012
Сообщения
69
Реакции
11
Адрес
Санкт-Петербург
Kaktus_SPb написал(а):
[quote="Павел":3k9hgsjl][quote="Kaktus_SPb":3k9hgsjl]Исчезло куда-то мое августовское сообщение, но читаем ГОСТ 15467 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

43. Критический дефект Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо
44. Значительный дефект Дефект, который, существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность; но не является критическим
45. Малозначительный дефект Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность
В отдельных отраслях, например, строительные несущие и ограждающие конструкции (ГОСТ 23118) есть понятие Допустимые дефекты по уровням качества (высокий, средний, низкий)
Уважаемый коллега, вышел новый ГОСТ Р 53697-2009 (ISO\TS 181173:2005),формулировки не много поменялись. В ВТО вступили однако.[/quote:3k9hgsjl]

Уважаемый коллега. Действительно вышел ГОСТ Р 53697-2009, но ГОСТ 15467 также действует.
C 1 сентября 2011 года все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение, но ГОСТ 15467 туда включен (можно проверить на сйте Росстандарта), что касается ГОСТ Р 53697, то он устанавливает, что используемые в нем термины не могут быть дополнены в стандартах на другие методы НК, но ГОСТ 15467 более общий, так как оносится к основому показателю продукции - качеству, дефект можно выявлять и без НК...[/quote:3k9hgsjl]

А дайте пожалуйста ссылочку на это постановление или его название.
 

КОНСТ

Мастер дефектоскопии
Регистрация
04.02.2013
Сообщения
993
Реакции
155
Учтем все формулировки. Дефект - несоответствие требованиям. Согласно ГОСТ Р 53697-2009, дефект (т.е. несоответствие требованим) может быть допустимым, может быть недопустимым. Пример : УЗК - недопустимый по амплитуде, или допустимый по амплитуде, но недопустимый по протяженности (другому параметру) - см. обозначения дефектов в УЗК. По ВИК - в зависимости от браковочных норм на ту или иную железяку один и тот же дефект может быть в одной отрасли недопустимым и точно такой же в другой отрасли - допустимым.
 

Родион

Новичок
Регистрация
10.06.2013
Сообщения
9
Реакции
0
Приветствую коллеги, решил поинтересоваться, что происходит в мире НК. Отвечаю на вопрос.
Например на мостах, есть допуски. На толщине до 20 мм- 1мм кв , но не более 2 шт на 400 мм.
Далее при увеличении толщины берется коэф. (0,04)
Но!_____________ это касаемо только объемных дефектов. насколько я понял, эту градацию (класификацию), определяют не ГоСТы, а СТО.
на мостах так....да и на трубах
 

Михаил57

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
06.03.2013
Сообщения
10,929
Реакции
1,004
Kaktus_SPb написал(а):
[quote="Павел":21w5sczd][quote="Kaktus_SPb":21w5sczd]Исчезло куда-то мое августовское сообщение, но читаем ГОСТ 15467 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

43. Критический дефект Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо
44. Значительный дефект Дефект, который, существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность; но не является критическим
45. Малозначительный дефект Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность
В отдельных отраслях, например, строительные несущие и ограждающие конструкции (ГОСТ 23118) есть понятие Допустимые дефекты по уровням качества (высокий, средний, низкий)
Уважаемый коллега, вышел новый ГОСТ Р 53697-2009 (ISO\TS 181173:2005),формулировки не много поменялись. В ВТО вступили однако.[/quote:21w5sczd]

Уважаемый коллега. Действительно вышел ГОСТ Р 53697-2009, но ГОСТ 15467 также действует.
C 1 сентября 2011 года все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение, но ГОСТ 15467 туда включен (можно проверить на сйте Росстандарта), что касается ГОСТ Р 53697, то он устанавливает, что используемые в нем термины не могут быть дополнены в стандартах на другие методы НК, но ГОСТ 15467 более общий, так как оносится к основому показателю продукции - качеству, дефект можно выявлять и без НК...[/quote:21w5sczd]
Уважаемые коллеги, обсуждение термина "дефект" уже было на этом форуме. Выяснили:
1) в отечественной НТД этот термин - любое несоответствие НТД или конструкторской документации. Покрасили не в тот цвет - дефект. Соответственно дефект может быть допустимым и недопустимым.
2) в импортной литературе и документации, а также в переводных стандартах (ГОСТ Р 53697-2009) термин "дефект" применяется именно к недопустимому несоответствию качества продукции. Соответственно, если недопустимый, то "дефект".
Осталось только определиться: мы применяем этот термин в российском понимании или в западном :-D3 .
 

Колян2

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
25.12.2012
Сообщения
4,522
Реакции
788
Возраст
59
Адрес
"Три шурупа" (Уфа, однако..)
Уважаемые коллеги, обсуждение термина "дефект" уже было на этом форуме. Выяснили:
1) в отечественной НТД этот термин - любое несоответствие НТД или конструкторской документации. Покрасили не в тот цвет - дефект. Соответственно дефект может быть допустимым и недопустимым.
2) в импортной литературе и документации, а также в переводных стандартах (ГОСТ Р 53697-2009) термин "дефект" применяется именно к недопустимому несоответствию качества продукции. Соответственно, если недопустимый, то "дефект".
Осталось только определиться: мы применяем этот термин в российском понимании или в западном :-D3 .[/quote]
Голосуем? Я- патриот! :-D3
 

Михаил57

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
06.03.2013
Сообщения
10,929
Реакции
1,004
Колян2 написал(а):
Уважаемые коллеги, обсуждение термина "дефект" уже было на этом форуме. Выяснили:
1) в отечественной НТД этот термин - любое несоответствие НТД или конструкторской документации. Покрасили не в тот цвет - дефект. Соответственно дефект может быть допустимым и недопустимым.
2) в импортной литературе и документации, а также в переводных стандартах (ГОСТ Р 53697-2009) термин "дефект" применяется именно к недопустимому несоответствию качества продукции. Соответственно, если недопустимый, то "дефект".
Осталось только определиться: мы применяем этот термин в российском понимании или в западном :-D3 .
Голосуем? Я- патриот! :-D3[/quote]
Я тоже за российское понимание этого термина, однако есть значительное количество специалистов НК, имеющих прозападную ориентацию, типа "в Англии ружья кирпичом не чистят ...". Как-то надо договариваться, коллеги.
 

Shyryp

Профессионал
Регистрация
19.08.2012
Сообщения
729
Реакции
50
Возраст
36
Адрес
Алексин- Москва
Михаил57 написал(а):
[quote="Колян2":2bdglcci]Уважаемые коллеги, обсуждение термина "дефект" уже было на этом форуме. Выяснили:
1) в отечественной НТД этот термин - любое несоответствие НТД или конструкторской документации. Покрасили не в тот цвет - дефект. Соответственно дефект может быть допустимым и недопустимым.
2) в импортной литературе и документации, а также в переводных стандартах (ГОСТ Р 53697-2009) термин "дефект" применяется именно к недопустимому несоответствию качества продукции. Соответственно, если недопустимый, то "дефект".
Осталось только определиться: мы применяем этот термин в российском понимании или в западном :-D3 .
Голосуем? Я- патриот! :-D3[/quote:2bdglcci]
Я тоже за российское понимание этого термина, однако есть значительное количество специалистов НК, имеющих прозападную ориентацию, типа "в Англии ружья кирпичом не чистят ...". Как-то надо договариваться, коллеги.[/quote]
Ээээээ, что мы имеем: допустимый дефект и недопустимый. Я бы предложил вообще бы уйти от слова "дефект" и заменить его словом "несплошность" - допустимая или нет. Так как мы все таки ищем несплошности (неоднородности) в ОК и уже найдя несоответствие нормам, решаем забраковать ОК или нет. Вот честно, само слово дефект, как-то уж очень звучит плохо.
 

Колян2

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
25.12.2012
Сообщения
4,522
Реакции
788
Возраст
59
Адрес
"Три шурупа" (Уфа, однако..)
Shyryp написал(а):
Михаил57 написал(а):
[quote="Колян2":1gq31qhq]Уважаемые коллеги, обсуждение термина "дефект" уже было на этом форуме. Выяснили:
1) в отечественной НТД этот термин - любое несоответствие НТД или конструкторской документации. Покрасили не в тот цвет - дефект. Соответственно дефект может быть допустимым и недопустимым.
2) в импортной литературе и документации, а также в переводных стандартах (ГОСТ Р 53697-2009) термин "дефект" применяется именно к недопустимому несоответствию качества продукции. Соответственно, если недопустимый, то "дефект".
Осталось только определиться: мы применяем этот термин в российском понимании или в западном :-D3 .
Голосуем? Я- патриот! :-D3
Я тоже за российское понимание этого термина, однако есть значительное количество специалистов НК, имеющих прозападную ориентацию, типа "в Англии ружья кирпичом не чистят ...". Как-то надо договариваться, коллеги.[/quote:1gq31qhq]
Ээээээ, что мы имеем: допустимый дефект и недопустимый. Я бы предложил вообще бы уйти от слова "дефект" и заменить его словом "несплошность" - допустимая или нет. Так как мы все таки ищем несплошности (неоднородности) в ОК и уже найдя несоответствие нормам, решаем забраковать ОК или нет. Вот честно, само слово дефект, как-то уж очень звучит плохо.[/quote]
Эт,что,я теперь" несплошноскопист" буду или "несплошник"?!!И название сайту менять надо-а оно надо? :-D3 Злые вы-уйду я от вас! :p3 И ориентация к тому-же....
 

Михаил57

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
06.03.2013
Сообщения
10,929
Реакции
1,004
Shyryp написал(а):
Я тоже за российское понимание этого термина, однако есть значительное количество специалистов НК, имеющих прозападную ориентацию, типа "в Англии ружья кирпичом не чистят ...". Как-то надо договариваться, коллеги.
Ээээээ, что мы имеем: допустимый дефект и недопустимый. Я бы предложил вообще бы уйти от слова "дефект" и заменить его словом "несплошность" - допустимая или нет. Так как мы все таки ищем несплошности (неоднородности) в ОК и уже найдя несоответствие нормам, решаем забраковать ОК или нет. Вот честно, само слово дефект, как-то уж очень звучит плохо.[/quote]
По поводу несплошности тоже уже обсуждали.
Если следовать Вашей логике, то превышение валика усиления в пределах допуска - это "несплошность".
С уважением, несплошноскопист. :-D3
 
Сверху