В
В мире НК
Guest
Об авторе
Фаик Гюльмамед оглы
Начальник отдела технического надзора
НПЗ «Азернефтьяг» Госнефтекомпании Азербайджана.
Общий стаж работы в НК 10 лет, II уровень SNT-TC-1A по RT,
UT, MPI, а также II уровень по EN 4179, EN 473, EASA
AMC 145.A.30.(f)4.
Стремительное развитие в последнее время методов НК, все более обширное применение их в производстве и, в первую очередь, как методов выявления дефектов на ранней стадии их развития дает возможность надежнее предотвращать незапланированные аварийные выходы оборудования из эксплуатации. Одним из таких методов является динамично развивающийся метод инфракрасной термографии.
В нефтеперерабатывающей отрасли этот метод по сравнению с другими методами НК применяется относительно недавно. По-существу методические указания по его применению на оборудовании нефтехимического комплекса еще не разработаны. Поэтому было решено провести термографическое исследование при помощи тепловизора марки ТН-9100 с не охлаждаемой балометрической матрицей производства японской компании NEC с целью выявления наиболее оптимальной методики контроля конкретного оборудования.
Первым объектом термографического исследования (оно проводилось в облачную погоду при температуре воздуха + 29 °С, относительной влажности 60 % и скорости ветра 2 м/с) был подвергнут насосный парк установки первичной перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ-2. При этом на корпусе одного из насосов марки SULZER ZE-80-3400 (рис. 1а) с эксплуатационными параметрами: Q = 102 м3/ч, P = 12,2 кгс/см2, n = 2965 об/мин, перекачиваемый продукт Дизель с t = 242,3 °C в частях опоры подшипников был обнаружен ненормативный перегрев поверхности (рис. 1 б), не типичный для данной части насоса и превосходящий нормативный предел (согласно ОТУ-78 п. 2.5.8 температура подшипникового узла не должна превышать 60 °С).
Температура охлаждающей жидкости на входе в систему охлаждения насоса согласно регламента должна быть не более 25 - 30 °С. Анализ линейного профиля термограммы, на которой отчетливо видно падение температуры при пересечении профильной линии трубки подачи охлаждающей жидкости до значения, указанного в регламенте по эксплуатации насосного агрегата (рис. 1 в), показывает, что отклонений или нарушений нормального функционирования системы охлаждения нет.
На основании термографического исследования было сделано предположение о том, что с большой вероятностью у данного насоса вышли из строя подшипники качения. Наши предположения косвенно подтверждались «металлическим» шумом при работе насоса. Для установления причин было принято решение об остановке данного насоса. В результате детальной проверки наши предположения полностью подтвердились: дефектными (а правильней сказать - пришедшими в аварийное состояние) оказались внутренние кольца подшипников качения, на которых образовались крупные раковины, явившиеся причиной не плавного скольжения частей подшипника (рис. 2). Вследствие этого происходил недопустимый сверхнормативный нагрев подшипников, которые в свою очередь оказывали температурное воздействие на корпус насоса, из-за чего возникала реальная угроза возгорания насосного агрегата.
Спецификой нефтеперерабатывающей промышленности является применение в технологическом процессе большого количества емкостей и резервуаров разного объема. Это оборудование, в свою очередь, оснащено разнообразной контрольной аппаратурой, которая помогает персоналу следить за техническими параметрами, определяющими поддержание нормального режима эксплуатации. Одним из видов контрольной аппаратуры являются уровнемеры, которые стали следующим объектом исследования. Исследованию подверглась емкость D-301 (рис. 3 а) этой же технологической установки вместимостью 9000 л с рабочим давлением 1,0 кгс/см2 и температурой продукта (техническая вода) + 90 °С. Данная емкость является буферной емкостью для сбора технической воды, служащей для охлаждения теплообменного узла Е-303АВ. Цель исследования заключалась в определении точности работы механических и электронных уровнемеров марок LT- 311 IZIZZEB-DEA и LG-311 SRG-1, установленных на емкости после проведения ремонтных работ. После получения термографического изображения был проведен геометрический замер термической ватерлинии (рис. 3 б) и вычислен объем содержащейся на данный момент времени воды. Полученные результаты совпали с показаниями уровнемеров.
Наряду с емкостями немаловажную роль в процессе нефтепереработки играет и запорная арматура. В случае ее нештатной работы существенно падает качество выпускаемой продукции, не говоря уже о потенциальной возможности загрязнения окружающей среды и опасности возгорания на предприятии. Так на одной из технологических установок у персонала возникли подозрения, что вентиль и обратный клапан, установленные на нагнетательной линии одного из насосов, пропускают, и продукт попадает в байпасную линию. Технические данные запорной арматуры и насоса: вентиль Д = 40 мм, Р = 60 кгс/см2; насос Q = 260 м3/ч, Р = 7,02 кгс/см2; перекачиваемый продукт Дизель с t = 261 °С.
Съемка этого узла проводилась в пасмурную погоду при температуре воздуха + 35 °С и относительной влажности 60 % под углом измерения 10° с расстояния 2 м (рис. 4). При анализе термограммы и ее температурного профиля наблюдается полное падение температуры после запорного вентиля. Это дает основание предположить, что вентиль находится в исправном состоянии. При проведении профилактических работ на установке данный узел был подвергнут ревизии, и наше заключение получило свое подтверждение.
Необходимо войти для просмотра
АхундовФаик Гюльмамед оглы
Начальник отдела технического надзора
НПЗ «Азернефтьяг» Госнефтекомпании Азербайджана.
Общий стаж работы в НК 10 лет, II уровень SNT-TC-1A по RT,
UT, MPI, а также II уровень по EN 4179, EN 473, EASA
AMC 145.A.30.(f)4.
Стремительное развитие в последнее время методов НК, все более обширное применение их в производстве и, в первую очередь, как методов выявления дефектов на ранней стадии их развития дает возможность надежнее предотвращать незапланированные аварийные выходы оборудования из эксплуатации. Одним из таких методов является динамично развивающийся метод инфракрасной термографии.
В нефтеперерабатывающей отрасли этот метод по сравнению с другими методами НК применяется относительно недавно. По-существу методические указания по его применению на оборудовании нефтехимического комплекса еще не разработаны. Поэтому было решено провести термографическое исследование при помощи тепловизора марки ТН-9100 с не охлаждаемой балометрической матрицей производства японской компании NEC с целью выявления наиболее оптимальной методики контроля конкретного оборудования.
Первым объектом термографического исследования (оно проводилось в облачную погоду при температуре воздуха + 29 °С, относительной влажности 60 % и скорости ветра 2 м/с) был подвергнут насосный парк установки первичной перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ-2. При этом на корпусе одного из насосов марки SULZER ZE-80-3400 (рис. 1а) с эксплуатационными параметрами: Q = 102 м3/ч, P = 12,2 кгс/см2, n = 2965 об/мин, перекачиваемый продукт Дизель с t = 242,3 °C в частях опоры подшипников был обнаружен ненормативный перегрев поверхности (рис. 1 б), не типичный для данной части насоса и превосходящий нормативный предел (согласно ОТУ-78 п. 2.5.8 температура подшипникового узла не должна превышать 60 °С).
Температура охлаждающей жидкости на входе в систему охлаждения насоса согласно регламента должна быть не более 25 - 30 °С. Анализ линейного профиля термограммы, на которой отчетливо видно падение температуры при пересечении профильной линии трубки подачи охлаждающей жидкости до значения, указанного в регламенте по эксплуатации насосного агрегата (рис. 1 в), показывает, что отклонений или нарушений нормального функционирования системы охлаждения нет.
Необходимо войти для просмотра
Рис. 1. Общий вид (а); термограмма поверхности (6) и линейный профиль термограммы (в) насоса
Рис. 1. Общий вид (а); термограмма поверхности (6) и линейный профиль термограммы (в) насоса
На основании термографического исследования было сделано предположение о том, что с большой вероятностью у данного насоса вышли из строя подшипники качения. Наши предположения косвенно подтверждались «металлическим» шумом при работе насоса. Для установления причин было принято решение об остановке данного насоса. В результате детальной проверки наши предположения полностью подтвердились: дефектными (а правильней сказать - пришедшими в аварийное состояние) оказались внутренние кольца подшипников качения, на которых образовались крупные раковины, явившиеся причиной не плавного скольжения частей подшипника (рис. 2). Вследствие этого происходил недопустимый сверхнормативный нагрев подшипников, которые в свою очередь оказывали температурное воздействие на корпус насоса, из-за чего возникала реальная угроза возгорания насосного агрегата.
Необходимо войти для просмотра
Рис. 2. Повреждения на внутренних кольцах подшипников качения
Рис. 2. Повреждения на внутренних кольцах подшипников качения
Спецификой нефтеперерабатывающей промышленности является применение в технологическом процессе большого количества емкостей и резервуаров разного объема. Это оборудование, в свою очередь, оснащено разнообразной контрольной аппаратурой, которая помогает персоналу следить за техническими параметрами, определяющими поддержание нормального режима эксплуатации. Одним из видов контрольной аппаратуры являются уровнемеры, которые стали следующим объектом исследования. Исследованию подверглась емкость D-301 (рис. 3 а) этой же технологической установки вместимостью 9000 л с рабочим давлением 1,0 кгс/см2 и температурой продукта (техническая вода) + 90 °С. Данная емкость является буферной емкостью для сбора технической воды, служащей для охлаждения теплообменного узла Е-303АВ. Цель исследования заключалась в определении точности работы механических и электронных уровнемеров марок LT- 311 IZIZZEB-DEA и LG-311 SRG-1, установленных на емкости после проведения ремонтных работ. После получения термографического изображения был проведен геометрический замер термической ватерлинии (рис. 3 б) и вычислен объем содержащейся на данный момент времени воды. Полученные результаты совпали с показаниями уровнемеров.
Необходимо войти для просмотра
Рис. 3. Буферная емкость и ее термограмма
Рис. 3. Буферная емкость и ее термограмма
Наряду с емкостями немаловажную роль в процессе нефтепереработки играет и запорная арматура. В случае ее нештатной работы существенно падает качество выпускаемой продукции, не говоря уже о потенциальной возможности загрязнения окружающей среды и опасности возгорания на предприятии. Так на одной из технологических установок у персонала возникли подозрения, что вентиль и обратный клапан, установленные на нагнетательной линии одного из насосов, пропускают, и продукт попадает в байпасную линию. Технические данные запорной арматуры и насоса: вентиль Д = 40 мм, Р = 60 кгс/см2; насос Q = 260 м3/ч, Р = 7,02 кгс/см2; перекачиваемый продукт Дизель с t = 261 °С.
Съемка этого узла проводилась в пасмурную погоду при температуре воздуха + 35 °С и относительной влажности 60 % под углом измерения 10° с расстояния 2 м (рис. 4). При анализе термограммы и ее температурного профиля наблюдается полное падение температуры после запорного вентиля. Это дает основание предположить, что вентиль находится в исправном состоянии. При проведении профилактических работ на установке данный узел был подвергнут ревизии, и наше заключение получило свое подтверждение.