Как уберечь свою лабораторию от попадания в реестр недобросовестных поставщиков?

Включение организации в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) лишает её права на участие в государственных закупках в течение двух лет. Под категорию «поставщики» в контексте РНП подпадают не только непосредственно поставщики (кто поставляет товары), но также исполнители (кто оказывает услуги) и подрядчики (кто выполняет работы). Отдельный реестр ведётся для закупок по ФЗ-44 и по ФЗ-223 (и плюс – реестр недобросовестных подрядных организаций по ПП РФ 615). В общей сложности в них числится порядка 23 000 организаций. О различиях закупочных процедур по ФЗ-44 и ФЗ-223 специалисты ЕЦНК (Единый Центр Неразрушающего Контроля) уже рассказывали на нашем форуме. В этот раз редакция «Дефектоскопист.ру» и специалисты ЕЦНК подробнее остановятся на том, за какие нарушения можно загреметь в РНП и как этого не допустить.
Причины включения в РНП
Для закупок по 44-ФЗ заказчики могут руководствоваться только реестром по 44-ФЗ, в то время как в рамках ФЗ-223 заказчикам разрешено проверять участников по обоим реестрам. При этом – и в корпоративном, и в государственном секторе основания для включения в РНП во многом схожи. В общем случае, основанием для такой жёсткой меры признаётся наличие злого умысла и недобросовестность в действиях поставщика.
Так, лабораторию могут включить РНП, если:
  • она уклоняется от заключения контракта. Если вы победили в закупке – то контракт придётся заключить, причём не более в 5-дневный срок. И что ещё важно – в этот же период надо успеть предоставить обеспечение, например, в виде поручительства банка (перечень банков, которые могут выдавать такие гарантии, ведётся Минфином). На практике проволочки с подписанием и обеспечением контракта – это довольно частая причина передачи сведений в РНП. Иногда это связано с чисто техническими моментами: например, если на сайте ЕИС велись какие-то профилактические работы, и участник закупки просто физически не мог ознакомиться с уведомлением и подписать контракт. Или если уведомление о пришедшем контракте, которое приходит на электронную почту, было отфильтровано в папку «Спам» («Промоакции» и др.) и не было вовремя прочитано участником закупки. В суде такие объяснения не сработают. Другая ситуация – несогласие с условиями контракта. В этом случае нужно обязательно направить заказчику протокол разногласий, и тоже в 5-дней срок после получения контракта в личном кабинете на электронной площадке, где проводились торги. Кстати, уклонение от заключения контракта чревато ещё и потерей обеспечения заявки (может составлять 0,5–30% либо равняться размеру аванса, который может достигать до 50% начальной максимальной цены) и взысканием с участника убытков заказчика (если, например, из-за отказа исполнителя заказчик был вынужден заключить договор с другой организацией с большей суммой). Уже не говоря о том, что реестр открыт и доступен общественности на сайте ЕИС;
  • контракт с ней был расторгнут по решению суда на основании нарушения его существенных условий. К таковым, например, относится цена, предмет контракта, график исполнения обязательств, качество (например, соблюдение требований отраслевых НТД и ФНиП). Переоформлять лицензии и иную разрешительную документацию нужно вовремя – истечение срока их действия не может рассматриваться в качестве основания, исключающего возможность включения в РНП. Такова позиция Верховного суда РФ;
  • контракт был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе заказчика в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств. Основанием для этого может служить, например, нарушение специальных характеристик, установленных ГОСТ (а в неразрушающем контроле всё построено на НТД).
В двух последних случаях опять же, помимо включения в РНП, вероятны судебные разбирательства с последующей выплатой пеней за просрочку, штрафов и возмещением убытков заказчика. Правда, договоры должны расторгаться по соответствующему регламенту – желательно ознакомиться с ним ещё до участия в закупке.
Ну и наконец: если лабораторию включают в РНП, то это может стать основанием для заказчиков по другим контрактам расторгнуть их в одностороннем порядке.
Сам по себе факт судебного разбирательства ещё не является причиной для включения в РНП. При наличии мирового соглашения между сторонами процесса, например, оснований для внесения в реестр не будет. Если же лабораторию всё-таки включили в РНП, то последний шанс – попытаться оспорить это решение. Сделать это надо не позднее чем через 3 месяца после попадания в реестр.
Как защититься от возможных рисков включения в РНП
Прежде всего, нужно очень внимательно читать извещение о закупке, информационную карту, проект контракта и другую документацию по закупочной процедуре, а также строго следовать указаниям заказчика по составу заявки и заполнению форм. «Держать руку на пульсе» важно не только на этапе подготовки заявки, но и на этапе проведения последующих закупочных процедур. Поэтому необходимо тщательно следить за всеми изменениями, которые вносятся в закупочную документацию по ходу проведения закупки.
От участия в заведомо невыполнимых, высокорискованных тендерах стоит воздерживаться. Проще говоря – если вы видите процедуру с потенциально высокой прибылью и заведомо короткими сроками, то следует убедиться, что у вас есть достаточные собственные (ни в коем случае не заемные) ресурсы. В противном случае проблемы с реализацией обязательств могут парализовать деятельность компании. Ещё один признак сомнительного проекта – излишне жесткие требования относительно масштабов заявки. Например, пункт о том, что в случае просрочки исполнителем выполнения работ, аванс признается коммерческим кредитом по ставке, например, 0,1% в день. Был случай при поставке оборудования госзаказчику, где был такой пункт. И в итоге, при цикле поставки 7 месяцев, из-за формальной просрочки поставки на одну неделю, поставщик был вынужден выплатить неустойку в размере примерно 13% от контракта. Если до подачи заявки нет в запасе хотя бы нескольких дней на изучение и проработку всех этих тонкостей, то, возможно, также стоит отказаться от участия в закупке.
Если всё-таки решено участвовать в торгах, то перед формированием заявки убедитесь, что:
  • имеется весь необходимый персонал для выполнения работ. В лаборатории должно быть достаточно людей для выполнения работ согласно ТЗ. У сотрудников должен быть надлежащий уровень квалификации, должны быть проработаны графики параллельных работ. Не будет лишним предусмотреть возможность быстро привлечь дополнительный персонал и актуальность свидетельства об аттестации персонала. Нужно трезво учитывать нагрузку на персонал и соотношение длительности командировок и отдыха;
  • имеются соответствующие материальные ресурсы: оборудование с документально подтверждёнными метрологическими характеристиками, транспорт, СИЗ, бытовки и прочее;
  • графики затрат и оплат по закупке проработаны с учетом возможных задержек оплат и специфики конкретного заказчика. Иногда встречаются организации, у которых в договоре прописана невозможность досрочной оплаты.
Цену, которую вы объективно можете предложить заказчику за качественное выполнение требуемых работ, необходимо рассчитывать с учётом того, чтобы она покрывала все расходы и получение прибыли по завершении проекта.
Важно следить за тем, чтобы ваше юридическое лицо должно быть аккредитовано на ЭТП в той секции, где проводится закупка. Баланс лицевого счета на ЭТП должен быть пополнен для оплаты тарифа за участие. Самый простой способ удостовериться в этом – позвонить в техническую поддержку на ЭТП, назвать ИНН своей организации, номер процедуры на ЭТП и задать два вопроса:

  1. Аккредитовано ли юридическое лицо для подачи в эту процедуру?
  2. Достаточно ли денежных средств для участия в тех или иных торгах? Если нет, то как обеспечить скорейшее пополнение (нужна ли копия платежного поручения, сколько раз в день средства зачисляются на лицевой счет и прочие нюансы).
Если в процессе составления заявки возникают вопросы, то не нужно бояться писать запросы на разъяснение положений документации о закупке. Также не стоит бояться подавать жалобы в ФАС в случае отстранения вашей заявки по причинам, кажущимся вам необоснованными и надуманным. В том числе при учете опыта работы и прочих показателей учета уровня вашей квалификации при оценке заявки на участие.
Ну и кроме того, среди заказчиков тоже хватает недобросовестных организаций – перед началом сотрудничества не будет лишним навести справки о репутации, жалобах, судебных разбирательствах и т.д. Ещё один важный вопрос – достаточно ли у заказчика средств для проведения торгов. Чаще всего закупки по услугам проводятся со 100% постоплатой, которая легко может достигать 90–140 дней. К этому надо быть готовым.

Если же принято решение об участии в торгах – нужно внимательно относиться к своим обязанностям, причём ещё на этапе подачи заявки. Надёжный способ защиты – вовремя подписывать контракты и исполнять их на оговорённых условиях в полном объёме, то проблем быть не должно. Если же это невозможно в силу неких объективных обстоятельств (вы-то готовы работать и никаких корыстных планов не строили), то нужно суметь доказать свою «порядочность». Обязательно сохраняйте всю бухгалтерскую документацию и деловую корреспонденцию, которые относятся к обеспечению контракта. Нужно фиксировать все факты, направленные на заключение контракта и исполнение обязательств.
Все вопросы с заказчиком тоже лучше обсуждать в официальной деловой переписке. Фото- и видеоотчёты о выполняемых работах (оказанных услугах, отгруженных товарах) – тоже пригодятся. Вся переписки, телефонные переговоры и встречи должны вестись с уполномоченными представителями заказчика по каналам связи, указанным на ЭТП или в договоре. В случае судебного разбирательства судья имеет права не рассматривать переписку с электронных адресов, не указанных в договоре. В случае отправки бумажных документов в адрес заказчика (договор, акты выполненных работ, и особенно претензионные письма) необходимо их отправлять заказным письмо с описью вложения (перечень отправляемых документов, количество листов в каждом из них).
Если все-таки дело дойдёт до суда, то у вас на руках должны быть документальные подтверждения того, что вы действительно готовились исполнять свои контрактные обязательства и делали всё для этого необходимое. Перед тем, как внести организацию в РНП, её представителей приглашают в управление федеральной антимонопольной службы на заседание, где будет возможность предоставить свои пояснения. Позиция Верховного суда РФ такова, что, если участник не имел умышленного намерения уклониться от заключения контракта, то включать его в РНП не должны. Антимонопольная служба исходит из этого, поэтому главное – доказательно разъяснить уважительные причины, по которым с исполнением обязательств что-то пошло не так.
Не будет лишним вести картотеку контрактов, которые были благополучно исполнены вашей лабораторией. В случае разбирательств в ФАС наличие таких кейсов поможет доказать свою добросовестность. Намного упрощает дело электронный документооборот, которые многие лаборатории уже благополучно внедряют.
Рекомендуем также следить за «техническим оснащением»: рабочий ПК должен быть исправлен, интернет оплачен и доступен, сертификат электронной подписи должен действовать.
И, наконец, общая «защитная» рекомендация на критический случай: для решения любых спорных ситуаций имеет смысл держать в штате опытного юриста, который поможет составить жалобу в ФАС на действия заказчика, официальную претензию и подготовить документы для обращения в судебные органы. Либо – иметь налаженный контакт с аутсорсинговой компанией, которая будет готова оперативно и профессионально включиться в защиту ваших интересов.

Редакция «Дефектоскопист.ру» благодарит коллег из ЕЦНК за помощь с подготовкой данного материала. Ранее, напомним, на нашем портале были опубликованы материалы о рейтинге для участников закупок в области ПБ и ТД, а также об обеспечении ЛНК постоянными объёмами заказов и аккредитации для работы на объектах «Транснефти».
К другим новостям
Сверху