Технологии VR, AR, MR, XR: в чём отличия?
Технологии все сильнее и сильнее входят в нашу жизнь. Сначала они стали второй реальностью — с помощью телефона или компьютера можно легко отключиться от мира и окружить себя только тем, что нравится. Потом они пошли дальше: не только заменяют, но и дополняют, умножают действительность. Появилось много новых терминов — VR, AR, MR, XR. Разбираемся, в чем отличия и преимущества каждой из этих технологий.
VR — виртуальная реальность
Скорее всего, этот термин вам знаком. Наверняка вы видели или надевали очки, позволяющие попасть в мир фильма или компьютерной игры. По сути, технология VR создает искусственную цифровую среду и позволяет пользователю попасть в нее. Он не только видит картинку, как на экране телефона, а полностью окружен компьютерным миром. Появляется способность слышать игровые звуки. VR ближе всего к тому, что показывают в фильмах про будущее, хотя до полного погружения технологии еще не дошли.
Очки виртуальной действительности являются гарнитурой, которая подключает пользователя к цифровому миру и позволяют взаимодействовать с искусственными образами. К сожалению, тактильные ощущения недоступны: человек видит, что дотронулся до предмета, но никак не ощущает это. Существует 2 типа гарнитур:
● подключаемые. Это устройства, для работы которых необходимо объединение с компьютером или любой другой техникой. Это дорогие модели, которые создают правдоподобную картинку и позволяют практически попасть в мир игры или фильма. Иногда используются еще и контроллеры, это помогает активно взаимодействовать с виртуальной реальностью;
● автономные. Это более бюджетный вариант, не требующий подключения к компьютеру или игровой консоли. Картинка остается достаточно качественной. Многие модели имеют отдел для мобильного телефона. Он вставляется перед экраном и служит для получения изображения.
Большинство фильмов выпускается с поддержкой 360-градусного формата. Это позволяет смотреть их в VR-режиме. Пользователь находится внутри сцены и может увидеть ее полностью, поворачивая голову. То же происходит при включении игр — в эту сферу технология виртуальной действительности пришла первой. Есть и другие области ее применения:
● образование. Внедрение VR-технологий делает процесс обучения более увлекательным. В пробном режиме применяется в школах, университетах, учебных центрах компаний. Главное — следить, чтобы слушатели изучали учебные материалы, а не смотрели новые фильмы Marvel;
● недвижимость. Теперь необязательно посещать объект перед покупкой, можно посмотреть его с помощью виртуальной реальности;
● маркетинг. Люди устали от привычной рекламы, а VR помогает вывести ее на новый уровень. У маркетологов есть все шансы сделать кампании такими захватывающими, что от них будет невозможно оторваться;
● дизайн. В первую очередь это касается интерьеров — разработанные решения можно будет рассмотреть со всех сторон;
● здравоохранение. Технология виртуальной реальности поможет создать новый подход к изучению медицины и разработке лекарств;
● туризм. Изначально виртуальные туры задумывались как «трейлеры» настоящих: покупатель мог посмотреть их и решить, хочет ли посещать определенное место. Однако в 2020 году, в связи с закрытием границ, онлайн-туры стали скорее заменой офлайна.
К сожалению, современные технологии виртуальной действительности несовершенны. Многие пользователи жалуются, что VR-очки некомфортны для ношения, голова и глаза устают при продолжительном использовании. Некоторые отмечают появление головокружения и тошноты — человеческому организму трудно приспособиться к таким условиям.
AR — дополненная реальность
В отличие от предыдущей технологии, AR не заменяет реальность, а дополняет и расширяет ее. Внедрение цифрового контента в действительность помогает увидеть ее в новом свете. Возможны различные форматы: текст, видео, фото. При этом компьютерные объекты могут выводиться на экран устройства (например, телефона) или специальные очки. Подобная AR-гарнитура не закрывает обзор. Человек видит все, что находится в реальном мире, но к этому добавляются цифровые изображения. Возможно, вы видели подобное в шпионских фильмах: герой надевает линзу, и при взгляде на человека видит информацию о нем. Главный недостаток технологии — цифровой контент статичен, он существует, но нет возможности как-то контролировать или менять его.
Звучит сложно? На самом деле, с дополненной действительностью знакомо большинство активных пользователей интернета. Это популярная игра Pokemon Go. В ней игроку нужно искать покемонов. Они существуют только в виртуальном мире, поэтому пользователь следит за игрой через камеру телефона. Еще один пример — фильтры в Инстаграме и Снэпчате, добавляющие макияж, маски, и даже меняющие лицо. Есть и другие сферы применения AR:
● дизайн. Технология может использоваться при дизайне одежды или интерьера. Можно добавить на картинку различные детали (украшения или новый предмет мебели) и посмотреть, будет ли это выглядеть органично. Плюсы очевидны — не нужно покупать вещь или идти в магазин, такая «примерка» займет пару минут;
● реклама. Интерактивная реклама вызывает интерес у пользователей. Таким приемом воспользовалась, например, IKEA. С помощью специального приложения можно посмотреть, как та или иная вещь из каталога будет смотреться в комнате;
● производство. Внедрение AR-технологий помогает увеличить производительность труда. Пример: сотрудник получает очки дополненной реальности, на которые будут выводиться задачи и должностные инструкции. Технологию можно применять и для контроля выполнения работы, что снижает человеческий фактор;
● навигация. Если вы теряетесь даже с приложением «Карты», то AR-навигация будет для вас спасением. Ориентироваться в пространстве куда легче, ведь направление будет показываться в камере телефона;
● техническое обслуживание. Дополненная действительность поможет проводить ремонт тем, что не хочет или не может поехать в салон. Достаточно навести камеру на сломанную машину или микроволновку — на картинке появится подробное описание того, какие детали нужно починить и как.
MR — смешанная реальность
Если разница между виртуальной и дополненной реальностью понятна сразу, то тут будет сложнее. MR — что-то среднее между ними, технология не только расширяет действительность, но и помогает взаимодействовать с цифровым контентом.
Существует два типа смешанной действительности. Первый ближе к AR. Контроллер выглядит как полупрозрачные очки. Пользователь видит окружающий мир, но при этом добавляются компьютерные объекты. Можно менять их форму, цвет, размер. Еще одно сравнение с фильмами: такая MR представляет собой голограммы, с помощью которых общались герои в картинах про будущее. Очки, использующиеся при этом, так и называются — голографические.
Второй вариант технологии реализуется с помощью погружных очков. Он больше похож на VR, так как отрезает пользователя от действительности. При этом сохраняется возможность контроля, так как специальные датчики отслеживают объекты в реальном мире. Смешанная реальность имеет большой потенциал, но она не так распространена, как VR и AR. Сегодня она применяется в таких отраслях:
● коммуникации. По сути, это общение в видеочате, например, в Скайпе. Однако собеседник словно оказывается в комнате. Это делает разговор более комфортным. В рамках делового общения переговоры становятся эффективнее;
● образование. Смешанная действительность делает обучение более захватывающим и познавательным, помогает лучше понимать темы. Например, учитель может организовать экскурсию по городу. Ученики при этом наденут MR-очки, благодаря чему будут видеть не только нынешний вид достопримечательностей, но и мини-фильмы о том, что было тут раньше;
● производство. Цифровые голограммы снижают человеческий фактор и способствуют обучению сотрудников на рабочих местах. Они показывают процесс работы или то, как должен выглядеть результат.
XR — расширенная реальность
XR — это не конкретная технология, а объединение всех программ, связанных с цифровой действительностью. В нее входят не только VR, AR и MR, но и другие, более узконаправленные разработки. Например, ARkit от компании Apple. Это приложение, схожее с дополненной реальностью, но оно не только накладывает изображение на камеру, но и обнаруживает землю, определяет уровень освещенности. Это делает компьютерный контент более реалистичным.
Существуют технологии, объединяющие VR и AR. Для этого необходимо как устройство (компьютер, телефон), так и очки, выполняющие роль гарнитуры. Компьютер сканирует среду, проводит анализ объектов, ищет необходимую информацию. Очки нужны для ее вывода. Получается, что человек отрезан от окружающего мира, но получает информацию о нем. Звучит, как антиутопия, но ученые уверены, что за технологиями изменения действительности стоит будущее.
Что ждет нас дальше, если XR будет активно развиваться? Скорее всего, это сделает жизнь лучше. Голограммы будут объяснять нам, как работать и к какому результату стремиться, поэтому ошибок на производстве станет меньше. Вместо чтения учебников дети будут рассматривать голограммы динозавров и присутствовать на великих исторических событиях в формате онлайн. Благодаря умным навигаторам у вас перед глазами появится дорога до ближайшего кафе, а оттуда — до дома, где можно расслабиться и погрузиться в любимый сериал от “Нетфликс” в формате 360-градусного видео. А если вы заболеете, врач за долю секунды просканирует ваш организм и поймет, в чем проблема. И это будущее все ближе.