Воооо. Тут ключевое слово "при контроле рельсов".
Скописты с ЖД (рельсового хозяйства) даже не знают что такое стрела преобразователя!
Давайте уважать коллег, то что Вы лично ни хрена не знали, когда работали в ПЛД ДВЖД, это еще не значит, что остальные дефектоскописты, контролирующие рельсы, такие....
А потом, даже если кто-то не знает, пользуясь Вашей логикой, а зачем путейцам знать про стрелу ПЭП? Второй уровень им не нужен, при контроле они ее не используют....
Мёртвая зона придумана железными дорожниками и к контролю сварных соединений их на пушочный выстрел подпускать нельзя.
Открываем ISO 5577:2017
5.3.3
dead zone
zone directly under the coupling surface in which discontinuities are undetectable
Note 1 to entry: The depth of the zone is dependent on various factors, e.g. probe (5.2.1), instrument setting, test object material.
Можно и ISO 16811 (EN 583-2), у меня на зарубежном языке нет, поэтому прилагаю российский перевод:
6.3.1 Стандартные образцы
"Следует отметить, что имеется минимальная длина пути звука, меньше которой сигнал не может быть удовлетворительно оценен по причине, например эффекта мертвой зоны или помех в ближней зоне....."
Но можно и отечественную нормативку посмотреть - ГОСТ 14782-69 (скан прилагаю):
В разработчиках не только А.К. Гурвич и НИИ Мостов, но есть и И.Н. Ермолов ЦНИИТМАШ
Внесен МПС СССР, но там нет ни слова про рельсы и железную дорогу, а вот про ультразвуковой контроль сварных соединений весь ГОСТ...
Ну а если конкретно, то укажите пожалуйста в каких документах регламентируется проверять мёртвую зону (СТО ГК ТРАНССТРОЙ и РД РОСЭК 001 не приводить - там глава ультразвука не актуализировалась с 80х годов)
Я даже больше скажу - нигде акромя ЖД транспорта, но там и ПЭП специализированные или ПРИЗ-Д, которые в горлышко трёхлитровой банки не пролезут.
Довольно странно, когда специалист 2ого уровня по акустике специалисту 3ьего уровня по акустике объясняет терминологию и приводит ссылки на НТД:
Берем СТО 00220256-014-2008 "ИНСТРУКЦИЯ ПО УЛЬТРАЗВУКОВОМУ КОНТРОЛЮ СТЫКОВЫХ, УГЛОВЫХ И ТАВРОВЫХ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ХИМИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ ИЗ СТАЛЕЙ АУСТЕНИТНОГО И АУСТЕНИТНОФЕРРИТНОГО КЛАССОВ С ТОЛЩИНОЙ СТЕНКИ от 4 до 30 мм"
5.5.4. При настройке дефектоскопа совместно с преобразователем необходимо:
- установить и подключить дефектоскоп с преобразователем и проверить их работоспособность;
- настроить глубиномерное устройство;
- установить зону контроля;
- установить чувствительность контроля;
- определить мертвую зону;
- проверить разрешающую способность.
Можно и поновее ГОСТ Р 50.05.05—2018
7.1.7 При определении работоспособности дефектоскопа с наклонным ПЭП необходимо определять:
- точку выхода преобразователя;
- угол ввода преобразователя;
- отклонение акустической оси от плоскости падения;
- мертвую зону.....
А потом, что значит не актуализировалась глава ультразвука?
СТО-ГК "Трансстрой" 012-2018 - 2018 год - свежачок...
Да и как пишут коллеги, а что поменялось допустим в грузоподъемных механизмах, чем не устраивает РД РОСЭК 001-96?
При контроле сварных соединение 10мм - мне не нужна мертвая зона 3мм, мне нужен параметр отношения сигнал/шум на глубине 10мм от нужного отражателя и пофиг мне на зондирующий и реверберацию, у меня зона контроля начинается с 10мм
А при чем здесь только сварные стыки?
Или сварные стыки с неснятым усилением?
Или с неснятым, но которые можно контролировать однократноотраженным -ведь бывают ситуации когда контроль с обеих сторон с обеих плоскостей прямым лучом?
Если лично Вам мертвая зона не нужна, то это еще не значит что ее не надо учитывать В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ