Четвёртая редакция проекта ФЗ «О промышленной безопасности»: обзор наиболее интересных и важных положений

В самом разгаре – публичное обсуждение проекта обновлённого федерального закона ФЗ-116 «О промышленной безопасности». О некоторых подробностях нового законопроекта мы уже рассказывали здесь и здесь. Теперь, когда в общий доступ выложена полнотекстовая версия документа, редакция «Дефектоскопист.ру» подготовила обзор его наиболее интересных и важных положений.
– Как ранее и анонсировалось в проекте изменений к действующей редакции ФЗ-116, в закон предлагается добавить понятия «технического обследования» (применительно к зданиям и сооружениям), «технического диагностирования» и «технического освидетельствования».
– В законопроекте также разделяются понятия «опасного производственного объекта» и «передвижных технических устройств» (в последнем случае речь идёт о перемещаемых машинах, создающих опасность для жизни и здоровья людей при стационарном использовании). И те, и другие перечислены в отдельных приложениях. К ОПО относятся, например, стационарное оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа, и объекты, на которых используется вода при температуре нагрева более 115 ˚С. К передвижным ТУ – башенные, мачтовые, стреловые грузоподъёмные краны, вышки, а также передвижные установки, на которых используется оборудование, относящееся к ОПО.
– Законопроектом предусмотрено также четыре класса опасности ОПО. Подробные критерии классификации, возможно, будут изложены в отдельном нормативном акте.
– Ещё одна интересная дефиниция, которая вводится в новом законопроекте – это система дистанционного контроля промышленной безопасности: «комплекс программных, программно-аппаратных средств, средств измерений, а также специальных технических средств, установленных на опасном производственном объекте, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации, характеризующей риск возникновения аварий на опасном производственном объекте». Предполагается, что в отношении ОПО, на которых внедрена система дистанционного контроля, вместо плановых проверок будет проводиться мониторинг ПБ.
– Расширен перечень обязанностей эксплуатантов ОПО. В частности, эксплуатирующие организации будут обязаны обеспечивать проведение ЭПБ, технического освидетельствования и обследования с периодичностью, указанной в технической документации ТУ, проектной документации зданий и сооружений и/или в ФНиП. Также необходимо будет обеспечить передачу в автоматическом режиме информации, обработанной системой дистанционного контроля ПБ в орган государственного регулирования промышленной безопасности, если таковая предусмотрена на ОПО.
– Если иное не предусмотрено техническим регламентом, то эксплуатация ТУ не допускается без технического диагностирования, в частности, если достигнут срок службы (либо если он превысил 10 лет – при отсутствии указаний). Решение о дальнейшей эксплуатации, как предлагается, будет принимать руководитель эксплуатанта ОПО или передвижного ТУ с учётом результатов ТД. Соответствующее решение необходимо передать на бумажном носителе или в электронном виде в орган исполнительной власти в области ПБ в течение 14 дней.
– Декларации промышленной безопасности можно будет подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок оформления деклараций, напомним, был обновлён в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 16.10.2020 года №414.
– Отдельная статья посвящена проведению сварочных работ на ОПО и передвижных ТУ. Порядок проверки готовности юридических и физических лиц (аттестационных испытаний технологий сварки, сварочного оборудования и материалов, сварщиков и специалистов сварочного производства) будет устанавливаться органом государственного регулирования ПБ. Но само проведение проверок будет возложено на аттестационные центры – членов единого общероссийского профессионального объединения. НАКС, понятное дело, не упоминается, но указано, что ассоциация (союз) должна насчитывать не менее 75 членов – юридических лиц в не менее чем 65 субъектах РФ. Объединение должно быть открытым для вступления, при этом требования к претендентам будет устанавливать Правительство РФ.
– Ещё одно новое явление – независимая оценка качества оказания услуг в области промышленной безопасности. Её будет проводить автономная некоммерческая организация, в состав которой будут входить общероссийские объединения работодателей и Торгово-промышленная палата РФ. Информация о порядке проведения и результатах такой независимой оценки будет общедоступной. На основании полученных сведений могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих деятельность в области ПБ. На форуме про это уже рассказывали.
– Аудит систем управления промышленной безопасностью (независимая оценка организации деятельности ЮЛ и ИП, эксплуатирующих ОПО и передвижные ТУ, на предмет обеспечения соблюдения требований ПБ посредством функционирования системы управления ПБ) будет проводиться на добровольной основе организациями, включёнными в реестр органа государственного регулирования ПБ.
– Предполагаемая дата вступления законопроекта в силу – 1 марта 2023 года.
– Не менее любопытна пояснительная записка к законопроекту. Согласно ей, в период 2005–2020 гг. общее количество аварий на ОПО снизилось на 55% (с 235 до 106 шт.). Количество несчастных случаев со смертельным исходом уменьшилось на 72% (с 404 до 112). При этом – порядка 60–70% оборудования на ОПО отработало нормативные сроки службы. Возможный ущерб от аварий оценён в 600–700 млрд рублей.
Публичное обсуждение проекта продлится до 1 июня 2021 года. Предложения можно отправлять на E.Nikiforov@gosnadzor.ru (Никифорову Егору Борисовичу). Как ранее сообщалось, законопроект планируют внести в Правительство РФ уже в сентябре.
К другим новостям
Сверху