Контроль поверхности шатунов

Ответить

Зайдуллин РИшат

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
10.02.2015
Сообщения
2,441
Реакции
691
Добрый день коллеги.
заказчик обратился с просьбой проверить состояние основного металла шатунов. Шатуны длиной около метра от двигателя газовой машины. То есть в двигателе сжигается горючий газ и в итоге вырабатывается электроэнергия. Я считаю, что это объект энергетики. Надо оценивать как ОК энергетики или машины внутреннего сгорания ? Не нашел нормативки по-которой оценивают шатуны.
Добавлю. что двигатель Германский. Отработал 70000 часов и по-уму (немецкому) пора менять. Но наши эффективные менеджеры хотят продлить срок службы, т.к. новые взять просто неоткуда. Проблема еще в том, что марка стали шатунов неизвестна. Пилить на химанализ не дают. Ультразвук я сразу отказался делать. Вот думаю попробовать ПВК сделать или магнитку (после замером измерителем магнитного поля). Думаю, что стоит контролировать переходы от поршневой и шатунной головки на стержень.
Жду советов.
 

Вложения

  • IMG-20240819-WA0003.jpg
    IMG-20240819-WA0003.jpg
    240.9 KB · Просмотры: 25
  • IMG-20240819-WA0004.jpg
    IMG-20240819-WA0004.jpg
    164.1 KB · Просмотры: 26

Зайдуллин РИшат

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
10.02.2015
Сообщения
2,441
Реакции
691
Парни, нашел только такой документ
 

Вложения

  • 4293815531.pdf
    4293815531.pdf
    293.6 KB · Просмотры: 13

aav59ru

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
15.10.2012
Сообщения
4,030
Реакции
841
Адрес
Пермь
Шатуны это по сути поршневой компрессор. Не знаю что там есть у энергетиков, у нефтехимической промышленности есть СТО 03-001-12, п.4, стр.159, Карта контроля № 4. Шатун.
 

Вложения

  • !СТО 03-001-12 Поршневые компрессоры нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предп...pdf
    !СТО 03-001-12 Поршневые компрессоры нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предп...pdf
    7.6 MB · Просмотры: 15

aav59ru

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
15.10.2012
Сообщения
4,030
Реакции
841
Адрес
Пермь
Ну вот еще могу посоветовать:
СА-03-007-06 Методика технического диагностирования компрессорных установок с поршневыми компрессорами
 

Вложения

  • СА-03-007-06 Методика технического диагностирования компрессорных установок с поршневыми компр...pdf
    СА-03-007-06 Методика технического диагностирования компрессорных установок с поршневыми компр...pdf
    458.1 KB · Просмотры: 8

aav59ru

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
15.10.2012
Сообщения
4,030
Реакции
841
Адрес
Пермь
То есть в двигателе сжигается горючий газ и в итоге вырабатывается электроэнергия
Это какой у неё КПД получается... =) Там на трение больше уходит чем на выработку электричества. Уточни что за ОПО у хозяина
 

kynudoh

Свой
Регистрация
20.08.2015
Сообщения
16
Реакции
3
В 2021 официальный сервис Cummins попросил проконтролировать цветной коленчатый вал и шатуны после эксплуатации. Документов конечно не было и браковочный критерий один " на отсутствие трещин". Указали гост 18442.
 

astrut

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
24.10.2013
Сообщения
8,045
Реакции
2,733
Шатуны это по сути поршневой компрессор.
Компрессоры и ДВС - немного разные люди. Процессы и условия работы отличаются.
Карта контроля № 4. Шатун.
В карте шатун с прямым разъемом нижней головки, а у ТС - с косым. Опасные сечения немного не там.
А вот с шатунными шпильками и гайками может быть проблема. Они могут быть одноразовыми. Надо читать ТУ на двигатель
 

aav59ru

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
15.10.2012
Сообщения
4,030
Реакции
841
Адрес
Пермь
За мой стаж, с шатунами никогда проблем не было. Подшипники и пальцы с гайками, надо тщательнее смотреть, согласен. Один раз шатун изогнуло, но там шток с поршнем заклинило
 

aav59ru

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
15.10.2012
Сообщения
4,030
Реакции
841
Адрес
Пермь
Компрессоры и ДВС - немного разные люди. Процессы и условия работы отличаются.
Понимаю что разные, но насколько мне известно, других документов на контроль шатунов нет
 

Зайдуллин РИшат

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
10.02.2015
Сообщения
2,441
Реакции
691
Ну вот еще могу посоветовать:
СА-03-007-06 Методика технического диагностирования компрессорных установок с поршневыми компрессорами
В том-то и дело, что это не компрессор, а двигатель внутреннего сгорания, который работает на природном или смешанном газе(природный газ+горючий газ от металлургических печей). Поэтому компрессорные установки тут не прокатят.
ОПО у заказчиков запросил.
 

Зайдуллин РИшат

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
10.02.2015
Сообщения
2,441
Реакции
691
Компрессоры и ДВС - немного разные люди. Процессы и условия работы отличаются.

В карте шатун с прямым разъемом нижней головки, а у ТС - с косым. Опасные сечения немного не там.
А вот с шатунными шпильками и гайками может быть проблема. Они могут быть одноразовыми. Надо читать ТУ на двигатель
Крепеж смотреть не треба. Только тело самого шатуна. Втулки они периодически меняются. Хорошую идею подали: запрошу инфу по давлению масла, не было ли маслянного голодания. Хотя следы перегрева должны быть заметны.
 

astrut

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
24.10.2013
Сообщения
8,045
Реакции
2,733
но насколько мне известно, других документов на контроль шатунов нет
Часто такие требования заложены в техусловиях на конкретные двигатели. В основном, требования похожи, но нюансы бывают. Там же, в ТУ и требования к крепежу. Некоторые детали типа высокопрочных шпилек и болтов затягиваются почти до предела текучести и их повторное применение либо не допускается, либо оговаривается. Например измеряется длина. А в шатунах еще и резьбовые отверстия под шпильки контролируют
 

nicol_uzb

Бывалый
Регистрация
06.10.2020
Сообщения
117
Реакции
13
За мой стаж, с шатунами никогда проблем не было.
Долгое время тоже так думал. Пока речники не рассказали, как ломаются шатуны на больших немецких дизелях.
ЗЫ: проверяли МПД шейки шатунов согласно правилам тогда ещё РРР.
 

Зайдуллин РИшат

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
10.02.2015
Сообщения
2,441
Реакции
691
Долгое время тоже так думал. Пока речники не рассказали, как ломаются шатуны на больших немецких дизелях.
ЗЫ: проверяли МПД шейки шатунов согласно правилам тогда ещё РРР.
Это речной регистр ?
 

Зайдуллин РИшат

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
10.02.2015
Сообщения
2,441
Реакции
691
Спасибо всем коллеги ! Тему можно закрывать, т.к. заказчик слился после того, как я сказал что заключение годен/не годен не выдам. Напишу только поверхностные дефекты в виде трещин не выявлены. Норм оценки нет, поэтому годен/не годен тоже нет.
 

Deniss

Профессионал
Регистрация
24.09.2014
Сообщения
405
Реакции
196
Адрес
Таллин
РФА - это, как я понимаю, PMI ?
 
Сверху