думаю, что это мне понятно.
а вот на этом притормозил:
дифракция второго типа. подзабыл я что это такое. наверное, речь идет о "волнах обегания и соскальзывания". проясните (я и сам могу посмотреть, но мне приятней когда из первых рук, да и повторите- тоже не плохо).
но о чем хочу спросить. если это трансформация волн, то при чем здесь дифракция? в общем, понятная и банальная картинка. по нашему это обычная раздельная схема. так вот. эта раздельная схема работает как то по особенному или ее нужно принудить работать как-то по особенному? вот как по мне, то я бы наклонный датчик из этой схемы выкинул бы и работал только прямым и было бы лучше и проще. если будете возражать, то я поясню. я что хочу сказать. обращаю Ваше внимание- я специально выделяю свой вопрос, чтобы предмет интереса был ясен (спором это не считаю, мы просто рассуждаем). так вот, схема 2 не состоятельна- чем она лучше просто одного прямого ПЭП? никакой дифракции там нет (не то что физически дифракции нет, она там до печки- переотраженный сигнал будет на порядок или два больше дифракционного).
пока это, на большее нет времени.
Возвращаемся к дифракции....
Я не большой знаток интегралов, Гюйгенсов, Френелев, Фраунгоферов, Бреггов и других известных ученых, поэтому очертим понятийное пространство в упрощенных терминах (мне нравится изложение в "Методы акустического контроля металлов" под ред. Н.П. Алешина, М.:Машиностроение, 1989) :
1. Дифракция - особенности поведения волновых полей, которые не могут быть описаны законами геометрической оптики
2.В металлах существуют зоны четырех типов, в которых законы геометрической оптики неприменимы:
2.1 Острые края дефектов. Лучи первичного поля, касаясь краев дефекта, порождают дифракционное поле первого типа
2.2 Зоны поверхности гладких тел, в которых лучи касаются поверхности. В этом случае формируются волны, огибающие поверхности тел, которые в свою очередь порождают дифракционные волны соскальзывания. В этих зонах формируется дифракционное поле второго типа
2.3.Зоны третьего типа и соответственно дифракционные поля третьего типа образуются при падении волн на границу раздела двух сред или свободную границу среды под первым, вторым или третьим критическими углами. При этом образуются головные волны, которые в свою очередь порождают семейство дифракционных боковых волн в обеих средах
2.4Дифракционные поля четвертого типа (рефракционные поля) образуются в слоисто-неоднородных средах, в которых групповая скорость меняется и лучи отклоняются от прямолинейного распространения;таким образом существуют семейства огибающих лучей, которые, двигаясь по разным направлениям, собираются в одной точке. В этих зонах формируются дифракционные поля и соответственно волны дифракции 4ого типа
Авторы также отмечают, что существуют и другие типы дифракции (в ближней зоне преобразователя, узких пучков излучения и др), но вышеперечисленные 4 типа непосредственно связаны с физическими особенностями твердого тела....
3. Теперь к нашим баранам, т.е к дельта-методу:
3.1 Да здесь нет чистой дифракции второго типа, продольная волна приходит как от дефектов округлой, так и плоскостной формы
3.2. Если дефект плоскостной и его раскрытие невелико, то эхо-сигнал от прямого ПЭП мы чаще всего не получаем
3.3. Почему я пользуюсь термином дифрагированная волна, а не просто трансформированная? Так как считаю, что термин трансформированная волна нужно применять, если ее (поперечной волны) распространение можно определить по законам геометрической оптики, а в нашем случае в диапазоне углов ввода поперечной волны 40-70 градусов над дефектом (округлой или плоскостной формы) образуется продольная волна с одним и тем же направлением распространения
3.4. Почему это не дифракция первого типа? Насколько я помню, в этом случае какой тип волны падает, тот и отражается...
3.5 Почему не четвертого - понятно, почему не третьего - максимум сигнала продольной волны наблюдается при угле ввода 45 градусов, для вертикального дефекта не наблюдается критических углов....
4. Теперь к сварным стыкам рельсов:
4.1. дефекты сварки в основном носят плоскостной характер:
-возникают вследствие технологии сварки (концы рельсов разогреваются под воздействием электрического тока, затем плотно прижимаются друг к другу);
-либо из-за плохой обработки выдавленного металла или при проведении путевых работ от поверхностных повреждений на поверхности шейки или подошвы растут усталостные трещины, которые имеют в основном поперечный характер
4.2. При сплошном контроле или при ручном (вторичном) с поверхности катания наклонными ПЭП такой дефект отражает уз волны в противоположную от ПЭП сторону, при использовании прямого ПЭП практически не наблюдается пропадание донного (тем более, что он зачастую итак пропадает в зоне сварного стыка), а эхо сигнал имеет малую амплитуду либо отсутствует
4.3. А вот при контроле с поверхности шейки уголковый отражатель (при условии, что трещина развивается от поверхности рельса) прекрасно выявляется наклонными ПЭП
4.4. Но, как я уже писал раньше иногда у нас появляются конструктивные отражатели и/или с поверхности шейки контроль ограничен, вот тогда может быть использован "усеченный" дельта-метод