Как дефектоскописту подготовиться к квалификационному экзамену для аттестации по правилам СДАНК-02-2020

Как минимум, раз в 3 года каждый дефектоскопист проходит аттестацию – первичную либо процедуру продления действующей аттестации или повторную аттестацию. Чтобы подтвердить свою компетентность при выполнении неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, необходимо сдать квалификационный экзамен. Требования к нему отражены в правилах СДАНК-02-2020, по которым аттестуется персонал в Единой системе оценки соответствия в области промышленной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (ЕС ОС). Редакция «Дефектоскопист.ру» совместно со специалистами НТЦ «Промышленная безопасность», ЕЦНК (Единый Центр Неразрушающего Контроля), научно-учебного центра «Качество» и Регионального центра аттестации, контроля и диагностики (РЦАКД) подготовила этот текст о том, как лучше подготовиться к квалификационному экзамену, чтобы благополучно пройти аттестацию без переэкзаменовки.

Не следует пренебрегать домашней работой

Учебные программы по профессиональной подготовке и повышению квалификации предусматривают довольно небольшие сроки обучения. Даже для ультразвукового и радиографического контроля – редко больше 196 академических часов (25 дней), в исключительных случаях – до 320 часов (но это, скорее, уже не просто предаттестационная подготовка, а полноценная профессиональная подготовка). Например, базовый курс, рассчитанный на 80 часов, может включать лишь 16 часов теоретической подготовки. Это не так много, если подходить к этому совсем «с нулевой базой». Можно просто посмотреть на «объём» учебников – в среднем они содержат не менее чем по 300 страниц. Тем более что сейчас масса возможностей для самостоятельного обучения. НУЦ «Качество», например, запустил портал «Азбука НК», где собраны учебно-методические по разным видам и методам НК – видео, лекции, презентации, книги и даже онлайн-тренажёры. Дистанционное обучение, особенно после ковидного периода, воспринимается всерьёз, успешно применяется в разных авторитетных организациях (пример – «Центр подготовки «Диагностика ИЖД») и при этом не претендует на то, чтобы заменить «традиционный» (очный) формат подготовки. Скорее, это то, что может дополнять её в части изучения теории. А значит, этим можно и нужно пользоваться.

Ну а предаттестационная подготовка – это уж однозначно про то, чтобы просто «освежить» знания, но никак не «пробежать» теоретическую и практическую подготовку «с нуля».

Актуальные правила безопасности – в тестах Ростехнадзора

Вопросы для тестирования, на основе которых в том числе могут составляться в НОАП сборники экзаменационных вопросов на знание правил безопасности, периодически обновляются и публикуются на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Там же по разным объектам приводятся актуальные нормативные технические документы, которые стоит изучать в качестве первоисточников.

Тесты по НК тоже можно решать самостоятельно

Что касается тестов по неразрушающему контролю – то тесты для общего экзамена в каждом Независимом органе по аттестации персонала НК свои, но и их можно отыскать, в том числе на форуме. Например, здесь и здесь.

Сильно заморачиваться на конкретных формулировках вопросов не стоит. Лучше сосредоточиться на изучении учебно-справочной литературы и нормативных документов, а не на «механическом» решении пробных тестов. Тем более что тесты в НОАП всё равно актуализируются ежегодно, а то и чаще – в зависимости от изменения нормативных технических документов. Примерный перечень нормативных документов, которые используются независимыми органами по аттестации персонала при составлении тестов для общего и специального экзаменов по каждому виду (методу) контроля можно посмотреть на сайте АО «НТЦ «Промышленная безопасность» в разделе «Перечень областей аккредитации НОАП». Для специального экзамена дополнительно следует использовать методические документы по методам (видам) контроля для конкретных объектов контроля. Экзаменационные образцы, как правило, не меняются, так как они соответствуют определённым объектам контроля. Однако паспорта на экзаменационные образцы могут меняться при обновлении НТД.

Читайте книги

По состоянию на август 2023 года главный книгоиздатель в области НК – ИД «Спектр». В каталоге можно подобрать учебные пособия, одобренные для подготовки специалистов неразрушающего контроля и технической диагностики и их аттестации/сертификации в российских и международных системах. Пример – серия «Диагностика безопасности». Причём предпочтение лучше отдавать именно печатным изданиям. Во-первых, с ними проще – не нужно подключаться к Интернету, скачивать электронные версии на телефон или ПК. Во-вторых, при чтении печатных изданий нагрузка на глаза меньше, чем при взаимодействии с экраном. В-третьих, в книгах можно делать пометки, закладки, выделять наиболее важные фрагменты – больше возможностей для более эффективного освоения информации. Этому также будет способствовать постоянное «задавание» контрольны вопросов самому по себе после прочтения того или иного параграфа или раздела. В некоторых учебных пособиях такие вопросы для самопроверки уже предусмотрены авторами – но если их нет, старайтесь придумывать их себе самостоятельно и пробуйте формулировать ответы, не подглядывая в текст. Если не получается – неплохо бы перечитать нужный фрагмент заново.

Хороший способ запомнить – написать конспект

В сети есть источники, которые нельзя скачать или приобрести в печатном виде. Например, лекции на том же портале «Азбука НК» или видео на YouTube-каналах «УЗК от Михалыча», НПЦ «Кропус», «Акустические Контрольные Системы», НИИ «Интроскопии», «Тезисы о неразрушайке», ЕЦНК (Единый Центр Неразрушающего Контроля) и пр. На каждом из них можно найти лекции, записи вебинаров, обучающие практикумы по разным видам и методам НК, которые можно законспектировать.

«Фишка» конспектов в том, что в процессе «записывания» и структурирования информация лучше усваивается и легче запоминается. Поэтому вместо простого просмотра видео или распечатки электронных файлов гораздо эффективнее делать конспекты, которые к тому же всегда можно брать с собой на предаттестационную подготовку.

Кроме того, конспекты помогают получать более осознанный опыт, например, при работе с более опытными дефектоскопистами. В правилах СДАНК-02-2020 есть требования к минимальному производственному стажу. Чтобы эффективнее перенимать опыт старших товарищей – не будет лишним вести рабочие записи, а не просто полагаться на память.

Причем надо стараться максимально полно записывать конспект. Лучший материал при подготовке к экзаменам это собственные записи.

Помочь могут и мобильные приложения

Примеры - «НК-Консультант» и «Диагност ПБ», о которых мы рассказывали здесь, здесь, здесь и здесь. Если установить данные приложения на смартфон, то можно всегда иметь под рукой доступ к руководящим НТД и справки по физическим основам разных видов и методов НК. Чем легче, быстрее и чаще вы будете обращаться к приложениям, тем проще будет запоминать важные информацию, которая может пригодиться на экзаменах.

Равномерное распределение нагрузки

Забывать что-то – это абсолютно нормально. Иногда человек не берётся за какую-то задачу, потому что на подсознательном уровне испытывает дискомфорт из-за возможной неудачи. Типа если взяться за учебники – то обнаружится слишком много пробелов в знаниях. Это надо просто принять. Работу дефектоскопистом вообще сложно сочетать с чем-либо, поэтому не стоит сокрушаться, если вам не удаётся каждый вечер посидеть за справочником часик-другой. Определите для себя более комфортный график – например, делать это раз в неделю/две/раз в месяц/раз в квартал и т.д. Разумно подобранные «интервалы» для самоподготовки работают гораздо лучше, чем тщетные попытки заниматься теорией каждый день. Это всё равно не получится – так зачем расстраиваться из-за этого?.. Гораздо умнее опять-таки принять это и поддерживать себя в форме постоянно, чтобы в период аттестации испытывать меньше стресса.

Во время подготовки

Никогда не пропускайте занятия. Садиться в аудитории нужно так, чтобы было удобно слушать преподавателя, видеть экран (доску) с информацией, задавать вопросы. Никогда не стесняйтесь задавать преподавателю вопросы, лучше будете знать необходимый материал. Все время, отведенное для подготовки к экзаменам, необходимо использовать строго по назначению. Если есть возможность, то полезно бывает «пробежаться по материалу» утром накануне экзамена. Многие считают, что лучшее время для самоподготовки – это раннее утро: лучше запоминается.

Чаще всего «валятся» на общем экзамене

Это особенно касается практикующих дефектоскопистов – несмотря на огромный стаж и эффективность в поиске дефектов, часто забываются физические основы того или иного вида и метода НК. Поэтому не стоит пренебрегать повторением теории – даже если кажется, что всё хорошо известно и ничего нового там нет.

Про использование шпаргалок

Если во время экзаменов кандидат нарушит экзаменационные правила или совершит обманные действия, то в соответствии с правилам СДАНК-02-2020 он отстраняется от дальнейшего участия в квалификационных экзаменах на срок не менее одного года.

Практическая часть экзамена – ещё и тест на выносливость

Практический экзамен – самый «объёмный». Для аттестации на II и III уровень нужно разработать технологическую карту, провести контроль минимум трёх экзаменационных образцов, оформить результаты и пройти собеседование. Кстати, если есть возможность – то правила СДАНК-02-2020 разрешают кандидатам использовать на практическом экзамене собственную аппаратуру. Такое случается не часто, и придерживаются такого подхода преимущественно специалисты ультразвукового контроля. Это может сэкономить драгоценное время, особенно если взять с собой распечатанное руководство по эксплуатации на всякий пожарный.

Наибольшие трудности в этом плане могут возникнуть на экзаменах по вибродиагностическому, акустико-эмиссионному и тепловому методам неразрушающего контроля. Аппаратура и программное обеспечение комплексов для них очень сильно зависят от конкретного разработчика – поэтому в хороших учебных центрах их изучению уделяют особое внимание в рамках предаттестационной подготовки.

По поводу нормативных технических документов

Английский писатель Сэмюэл Джонсон как-то сказал: знания бывают двух видов – мы сами знаем предмет или же знаем, где найти о нём сведения. Правила СДАНК-02-2020 разрешают на практическом экзамене обращаться к первоисточникам – нормативным техническим документам. Но: время там ограничено (на каждый образец – не более 3 часов). Поэтому – хорошо, конечно, если вы наизусть помните, например, нормы отбраковки для каких-то отдельных ОК, но не менее важно – мыслить «структурно» и хорошо ориентироваться в НТД. Нужно помнить не только и не столько конкретные цифры, сколько первоисточники, их содержание, номера (страницы, пункты) наиболее важных разделов, таблиц, приложений и пр. Это поможет сэкономить время на практическом и специальном экзамене, когда вместо спешного перелистывания стандартов вы будете целенаправленно искать нужный фрагмент по хорошо знакомому документу. Так, время ответа на вопросы специального экзамена по правилам СДАНК-02-2020 не должно превышать 3 минут. «Начитанность» в НТД и зрительная память помогут уложиться в отведённое время.

И конечно, готовиться к практическому и специальному экзамену нужно по актуальной базе НТД – их то и дело актуализируют, дополняют, меняют на новые и пр. Тут поможет доступ к справочной системе типа «Техэксперт» или «Гарант». Также может пригодиться постоянная рубрика на форуме.

Если в область аттестации включает сразу несколько секторов?

Если специальный экзамен охватывает два или более сектора объектов контроля, то минимальное количество вопросов составляет не менее 30.

Вопросы выбираются обычно одним из следующих способов.
  • При сдаче экзамена на компьютере - специальная программа выбирает случайным образом вопросы из сборников вопросов по заявленным секторам объектов контроля число вопросов, приходящихся на каждый сборник, зависит от количества заявленных секторов объектов контроля и распределено равномерно по соответствующим сборникам.
  • При ответе кандидата на вопросы, содержащиеся в предоставленных экзаменатором сборниках вопросов по заявленным кандидатом секторам объектов контроля, заданное экзаменатором количество вопросов в каждом сборнике выбираются кандидатом: либо вручную случайным образом из предоставленных перевернутых карточек с номерами вопросов, либо формируется с помощью генератора случайных чисел, который выбирает заданное количество номеров вопросов из заданного числа вопросов в сборнике.
Что касается практического экзамена, то если он охватывает два или более сектора объектов контроля, то кандидат выбирает случайным образом три задания на проведение контроля из разных групп заданий, соответствующих заявленным секторам объектов контроля. Обычно задания лежат на столе экзаменатора оборотной стороной и разделены на группы по заявленным секторам объектов контроля.

Физиологию не обманешь

Чтобы выдержать «марафон» и успешно сдать все экзамены, нужно хорошо высыпаться (хотя бы 7-8 часов), придерживаться здорового режима питания (не пропускать завтраки, обеды и ужины), воздерживаться от слишком тяжёлой пищи, по возможности совершать пешие прогулки на свежем воздухе (хотя бы 1 час в день). Перед экзаменами нужно плотно позавтракать, а непосредственно на них не будет лишним взять с собой питьевую воду и лёгкий перекус (яблоко, банан, шоколад и пр.). Внимание к своему физическому состоянию особенно важно, если аттестация проходит в Независимом органе по аттестации персонала НК, который расположен в другом часовом поясе. Адаптация к нему может занять до трёх дней. Терапевты рекомендуют привыкать к новому часовому поясу постепенно, сдвигая время сна и пробуждения на 1-2 часа в нужную сторону от своего привычного распорядка.

Относиться к другим людям на экзамене с уважением

Это относится и к членам аттестационной комиссии, и к сотрудникам НОАП, и к другим кандидатам, которые сдают экзамены в той же группе. Специалист может иметь сколь угодно богатый практический опыт в дефектоскопии, но это не означает, что к экзаменам стоит относиться как к скучной формальности. Необходимость прохождения аттестации отражена в Федеральных нормах и правилах по неразрушающему контролю, утверждённых приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2020 года №478. Задания в Единой системе оценке соответствия прорабатываются на разных уровнях по нескольку раз. Тем не менее, даже если какой-то вопрос представляется некорректным или неясным – лучше попытаться прояснить это в сдержанной и уважительной манере, а не устраивать шумную дискуссию и тем самым мешать другим дефектоскопистам сосредоточиться на своих заданиях. В аттестационных комиссия работают адекватные люди – поэтому им важнее не правильно расставленные галочки в тестах, а реальный уровень знаний и навыков кандидата. Поэтому если претензии к каким-то вопросам выражаются уважительно, но грамотно и доказательно – то это зачтётся. То же самое относится и к собеседованию после практической части экзамена. Спустя несколько часов, потраченных на разработку техкарты и контроль образца (или даже нескольких образцов), сложно найти в себе силы и выдержку, чтобы терпеливо отвечать на вопросы экзаменаторов. Но сделать это нужно. Собеседование со специалистами III уровня – традиция, которой придерживаются в российских НОАП много лет и которую по-прежнему считают важной процедурой. Постарайтесь относиться к этому легко – как к последнему шагу перед тем, как вы переступите «финишную ленту» и наконец-то сможете отдохнуть от напряжения, оставив все переживания позади.

И напоследок – ещё один, самый важный совет.

Главное – помнить, зачем Вы здесь

По-хорошему, стремиться нужно не только и даже не столько к тому, чтобы успешно сдать экзамен, а к тому, чтобы стать по-настоящему сильным профессионалом. Как отлично подметил один из форумчан, «лучший экзамен – это первые работы на реальном объекте вместе с другим аттестованным специалистом». Точнее и не скажешь.

Общая цель

Цель экзаменов при аттестации в ЕС ОС – это объективно оценить квалификацию заявителя и оценить его готовность к проведению работ по НК на ОПО, а не «заваливать» людей сложными или некорректными заданиями. При проверках Координирующим органом Независимых органов по аттестации персонала оцениваются сборники экзаменационных вопросов в части соответствия сложности вопросов заявляемому уровню квалификации (сборники экзаменационных вопросов по общему и специальному экзаменам для I, II и III уровней квалификации отличаются) и их корректности. Также НОАПы внепланово вносят коррективы в сборники при получении замечаний к их содержанию по обратной связи со слушателями.

Благодарим приглашённых экспертов за помощь с подготовкой данного материала. Напоминаем, что задать вопросы по аттестации вы всегда можете на форуме «Дефектоскопист.ру».

Для справки:

НТЦ «Промышленная безопасность» – Координирующий орган Единой системы оценки соответствия в области промышленной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. По состоянию на 2022 год в ЕС ОС было аттестовано 35 293 специалиста НК (больше 50% дефектоскопистов в страны, по данным нашего опроса). Под эгидой ЕС ОС ежегодно по всей стране проводится Всероссийский конкурс «Лучший специалист неразрушающего контроля».

ЕЦНК – Единый Центр Неразрушающего Контроля. Создан в 2009 году. Занимается техническим оснащением, сопровождением ЛНК по принципу «одного окна». Одно из направлений – собственный учебный центр для предаттестационной подготовки персонала НК. Регулярно проводит бесплатные семинары и вебинары по неразрушающему контролю «Большой Тест-Драйв».

«Качество» – научно-учебный центр в Москве с собственной сетью экзаменационных центров в разных регионах РФ. Учебный центр и Независимый орган по аттестации персонала НК. Более 18 лет занимается аттестацией и сертификацией персонала НК в ЕС ОС и по международным стандартам. В центре активно внедряются новые технологии обучения, в том числе – онлайн-тренажёры по разным методам НК. НУЦ «Качество» – один из организаторов Всероссийского конкурса «Лучший специалист неразрушающего контроля».

РЦАКД – Региональный центр аттестации, контроля и диагностики, подразделение Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности (ИШНКБ) Томского политехнического университета (ТПУ). Учебный центр и Независимый орган по аттестации персонала НК по правилам СДАНК-02-2020. Занимается профессиональной подготовкой, повышением квалификации и аттестацией специалистов НК, в том числе – по ВИК, цифровым технологиям РК, МУЗК и фазированным решёткам. Располагает собственным производством экзаменационных образцов.
К другим новостям
Сверху