ищу ISO 21940 части 1, 2, 11, 12, 13, 14, 21, 23, 31, 32

Ответить

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Все эти стандарты касаются балансировки.

Особенно интересны части 1, 11, 13, 14, но хотелось бы посмотреть на все.

На русском или на английском всё равно.

Часть 31 единственная, которая нашлась полностью, но только на русском языке. На английском тоже интересно было бы. Части 1, 2 есть на английском, но не полностью, только первые несколько страниц.

  • Part 1: Introduction1
  • Part 2: Vocabulary2
  • Part 11: Procedures and tolerances for rotors with rigid behaviour3
  • Part 12: Procedures and tolerances for rotors with flexible behaviour4
  • Part 13: Criteria and safeguards for the in-situ balancing of medium and large rotors5
  • Part 14: Procedures for assessing balance errors6
  • Part 21: Description and evaluation of balancing machines7
  • Part 23: Enclosures and other protective measures for the measuring station of balancing machines8
  • Part 31: Susceptibility and sensitivity of machines to unbalance9
  • Part 32: Shaft and fitment key convention10
 

Тарас

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
08.07.2012
Сообщения
3,978
Реакции
1,448
Возраст
39

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Добрый день. А Вы не смотрели ГОСТ Р ISO 21940?
К примеру есть: ГОСТISO 21940 -31 -2016 ( https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293747/4293747830.pdf)
Спасибо. Нашлись в анна-архиве. Все кроме первой и второй части. Там у них у всех единственная ссылка на libgen.li, почему-то днём у меня не получилось туда зайти, а вечером всё получилось.
 

Тарас

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
08.07.2012
Сообщения
3,978
Реакции
1,448
Возраст
39
что удалось найти:
 

Вложения

  • iso-21940-21-2012_21.pdf
    iso-21940-21-2012_21.pdf
    1.3 MB · Просмотры: 8
  • ISO 21940-13-2012.pdf
    ISO 21940-13-2012.pdf
    489.5 KB · Просмотры: 4
  • ISO 21940-31-2013.pdf
    ISO 21940-31-2013.pdf
    580.8 KB · Просмотры: 3
  • ISO 21940-32-2012.pdf
    ISO 21940-32-2012.pdf
    397.6 KB · Просмотры: 3
  • ISO 21940-14-2012.pdf
    ISO 21940-14-2012.pdf
    253 KB · Просмотры: 3
  • ISO 21940-11-2016.pdf
    ISO 21940-11-2016.pdf
    1.2 MB · Просмотры: 3
  • ISO 21940-12-2016.pdf
    ISO 21940-12-2016.pdf
    1 MB · Просмотры: 3

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Обнаружил в ГОСТ ISO 20806— 2013 неудачный перевод. На английском ISO 20806 вышел в 2004 году и является предшественником ISO 21940-13:2012(E), так что они скорее всего идентичные в повторяющихся частях. Чтобы и самому не забыть напишу здесь.

Выделил жирным

Причиной появления вибрации оборотной частоты могут быть другие источники помимо дисбаланса (например, силы гидравлической или электрической природы). Вклад в эту составляющую вибрации могут дать и дефекты сборки, например несоосность валов или перекос подшипников. В этом случае, как правило, добиться существенного эффекта посредством балансировки невозможно, поскольку балансировка позволит снизить вибрацию для конкретной частоты вращения, при этом маскируя наличие других дефектов машины.

Английский текст из ISO 21940-13:2012(E)

The once-per-revolution component of vibration might not originate from unbalance but is generated from system forces such as those found in hydraulic pumps and electric motors. Many defects, such as shaft alignment errors and tilting bearings, can also contribute to the once-per-revolution component of vibration. Such effects should not normally be corrected by balancing, since this can mask a real system fault.

Мой перевод: Такие проявления в норме не должны корректироваться балансировкой, так как это может замаскировать реальный дефект системы.

То есть, если своими словами, корректировать можно, но не нужно. (Может быть, конечно, в старой английской редакции ISO была другая формулировка. Мне представляется что просто неудачный перевод.)
 

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Ещё одно место, где я бы по-другому перевёл:

ний вала. Если для измерений относительных колебаний вала используют бесконтактные вихретоковые датчики, то их выходной сигнал может быть искажен вследствие механических или электрических биений вала. Если эти помехи существенно влияют на считываемые показания, то для их устранения необходимо ввести соответствующие поправки. По возможности применяют измерения абсолютных колебаний вала, которые позволяют определить положение вала в каждый момент времени независимо от вибрации опор.

be gained from previous experience or rotor dynamic modelling. When eddy current non-contact transducers are used to measure the shaft relative motion, the signal can be compromised by electrical and/or mechanical runout of the measurement track (for details, see ISO 7919-1 and ISO 10817-1). Where these effects significantly influence the true reading, the source should be isolated and appropriate corrections made. If available, shaft absolute measurement can be used, which provides a shaft position independent of the pedestal movement.

Вихретоковый датчик измеряет расстояние от себя до вала. Измерения могут искажаться, если он закреплён недостаточно жёстко и на его место положение влияет его собственная инерция. Ну и ещё он может ловить наводки на провода.

Биения вала здесь ни при чём, а что такое "электрические биения вала" вообще непонятно.

Далее, "по возможности применяют измерения абсолютных колебаний вала". В английском тексте говорится, что измерение абсолютного положения [тоже] можно применить, если оно доступно. В русском переводе получается, что оно предпочтительное.
 

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Чем дальше, тем интереснее. Здесь вообще смысл противоположный.

Вибрацию измеряют в тех точках, где ее необходимо снизить. Однако вместе с этим вибрация может быть снижена и в других точках и направлениях. Поэтому рекомендуется устанавливать дополнительные датчики на сопряженные роторы и соседние подшипники. Если в целях контроля вибрационного состояния достаточно измерять вибрацию только в одном направлении, то при балансировке на месте рекомендуется. по возможности, проводить измерения в двух ортогональных плоскостях.

Vibration shall be measured at selected locations where it is necessary to reduce its magnitude. However, balancing can improve the vibration magnitude at some locations or directions at the expense of others. Therefore, it is recommended to have additional transducers on adjacent rotors or bearings. Whilst, for monitoring purposes, measurements in only one direction may be sufficient, for an in-situ balance it is advisable to measure in two orthogonal directions, where possible.

Буквальный перевод: "Однако балансировка может улучшить амплитуду вибрации в одних локациях или направлениях за счёт других". То есть в одних направлениях снизить, а в других наоборот, повысить.
 

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Вот ещё:

Если для балансировки используют постоянно установленные датчики вибрации, то рекомендуется перед проведением балансировки проконтролировать их частотные и фазовые характеристики. Постоянно установленные датчики относительной вибрации вала обычно не калибруют, но проверяют биения вала и фазу сигнала. При проверке фазы обычно достаточно убедиться в том, что сигнал имеет правильную полярность. Для датчиков, устанавливаемых постоянно на невращающихся частях машины, рекомендуется, по возможности, проверить соответствие результатов с результатами, полученными при использовании переносных датчиков.

Where permanently installed transducers are used, it is advisable to check their calibration, in both magnitude and phase, immediately prior to balancing. Permanently installed shaft relative transducers are not normally checked for calibration, but a phase and shaft runout check is advisable. It is normally sufficient to check the phase of the shaft transducers by ensuring the signal has the correct polarity. Where accessible, pedestal transducers shall be checked against portable equipment.
"Постоянно установленные датчики относительной вибрации вала" -- это конечно вихретоковые или ёмкостные имеются в виду. Они измеряют расстояние до вала. Их не калибруют. С ними ничего не может случиться, если, допустим, катушка намотана, то она никак не меняется с течением времени.

Далее в русском ГОСТ ИСО сказано "но проверяют биения вала и фазу сигнала" -- ясно, что это перевод неправильный, потому что речь идёт про датчики, а не про вал. С правильным переводом можно ошибиться, потому что не совсем понятно, что предлагают сделать, а буквальный перевод сделать сложно, так как слова многозначные. Видимо вторая часть фразы должна звучать так: "Можно посоветовать проверку фазы и замер сигнала на этом датчике на выбеге."

И далее не понятен уже английский текст. Буквальный перевод: "В норме достаточно проверить фазу датчиков вала, а именно убедиться в в правильной полярности". Не понимаю смысла этой фразы, потому что "датчики вала" это датчики, которые измеряют расстояние. В отличие от скорости и ускорения расстояние до вала не может быть отрицательным. Может они преобразуют расстояние в пропорциональное напряжение? Тогда уже можно перепутать.
 

TAPXOB

Новичок
Регистрация
02.08.2020
Сообщения
8
Реакции
0
Вихретоковый датчик измеряет расстояние от себя до вала. Измерения могут искажаться, если он закреплён недостаточно жёстко и на его место положение влияет его собственная инерция. Ну и ещё он может ловить наводки на провода.

Биения вала здесь ни при чём, а что такое "электрические биения вала" вообще непонятно.
Я тут "случайный прохожий". К вибродиагностике и балансировке имею косвенное отношение. Мой взгляд, как бы "со стороны".
1. Относительная вибрация является показателем изменения положения (циркуляции) вала под действием дисбаланса, гидродинамических сил и величины зазора. Если у шейки вала под датчиком имеется механическое биение, оно искажает "картинку" циркуляции вала в подшипнике. Какие вопросы?
2. Метал шейки вала не всегда однороден. Крайне редко, но бывают локальные включения. Что практически невозможно на тяжёлых машинах, где заготовку ротора льют под особым контролем или электрошлаковым переплавом, с обязательной последующей ковкой. Но всякое бывает. Самая большая проблема, это наплавка шеек специальными сплавами для увеличения ресурса и восстановление шеек наплавкой или полимерами. Вот в этих случаях "электромагнитная неравномерность" шейки вала показывает себя во всей красе. На одном из технических сайтов была дискуссия на эту тему. На абсолютно ровной , без внешних дефектов и биения шейке вала, вихретоковый датчик выдавал достаточно большой бой даже при ручном проворачивании вала. В конце концов выяснилось, что шейку вала восстановили полимерами, предварительно проточив шейку с боем.
Ну, как то так.
 
Последнее редактирование:

TAPXOB

Новичок
Регистрация
02.08.2020
Сообщения
8
Реакции
0
"Постоянно установленные датчики относительной вибрации вала" -- это конечно вихретоковые или ёмкостные имеются в виду. Они измеряют расстояние до вала. Их не калибруют. С ними ничего не может случиться, если, допустим, катушка намотана, то она никак не меняется с течением времени.
Разные марки стали имеют разный "индукционный отклик" или электромагнитную проницаемость (да простят меня электрики с КиПовцами за мой "французский"), поэтому датчики относительной вибрации калибруют по образцу стали из которой изготовлен конкретный вал, т.е. уточняют коэффициент преобразования датчика на конкретную сталь. И не дай бог, шейку восстанавливали наплавкой!
Далее в русском ГОСТ ИСО сказано "но проверяют биения вала и фазу сигнала" -- ясно, что это перевод неправильный, потому что речь идёт про датчики, а не про вал. С правильным переводом можно ошибиться, потому что не совсем понятно, что предлагают сделать, а буквальный перевод сделать сложно, так как слова многозначные. Видимо вторая часть фразы должна звучать так: "Можно посоветовать проверку фазы и замер сигнала на этом датчике на выбеге."
Буквальный перевод: "В норме достаточно проверить фазу датчиков вала, а именно убедиться в в правильной полярности". Не понимаю смысла этой фразы, потому что "датчики вала" это датчики, которые измеряют расстояние. В отличие от скорости и ускорения расстояние до вала не может быть отрицательным. Может они преобразуют расстояние в пропорциональное напряжение? Тогда уже можно перепутать.
1. Речь идёт о балансировке с помощью датчиков относительной вибрации. Биение шейки под датчиком вносит свою лепту в вектор оборотки. Причём добавка стабильная, не зависящая от дисбаланса. Балансировка в таком случае сильно усложнена. Необходимо рассчитать или измерить вектор (амплитуду/фазу) биения и при расчётах балансировки постоянно вычитать его из вектора оборотки. Что явно не повышает точность балансировки.
2. Имеется ввиду направление замера фазы "по вращению" или "против вращения", а так же "бьющая точка", что очень важно знать при балансировке. Направление замера зависит, в том числе и от полярности датчика.
 
Последнее редактирование:

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Относительная вибрация является показателем изменения положения (циркуляции) вала под действием дисбаланса, гидродинамических сил и величины зазора.
Во-первых хочу поблагодарить за комментарий.

По существу: Вы пишете про причины вибрации вообще, их там ещё можно придумать 100500 и они не имеют отношения к альтернативе относительное/абсолютное. Как Вы сами себе отвечаете на вопрос, что такое абсолютная вибрация?

Не буду в учебниках рыться. Насколько я запомнил, относительная вибрация это относительное смещение двух деталей относительно друг друга. Абсолютная -- смещение детали в абсолютном смысле.

Вихретоковый датчик измеряет расстояние между двумя деталями, а не абсолютное пространственное положение каждой из них. И поэтому он относительный.

Если речь идёт об акселерометре (датчике ускорения), то он измеряет ускорение как абсолютную величину. Хотя и отрезает статическую компоненту, но всё равно, измеряет абсолютное ускорение данной детали, а не одной детали относительно другой.

Если у шейки вала под датчиком имеется механическое биение, оно искажает "картинку" циркуляции вала в подшипнике. Какие вопросы?
По идее механическое биение это и есть дисбаланс. Который мы датчиком и измеряем и хотим устранить.

Можно, конечно, думать об этом как о том, что датчик нам "портит отчётность", искажает картинку, которая должна быть ровненькой, но по-моему это значит ставить телегу впереди лошади.

Мне в данном случае хотелось главным образом обратить внимание общественности на то, что перевод не соответствует английскому тексту. В данном случае это не вызывает сомнений. В английском тексте написано runout of the measurement track, то есть в буквальном переводе "выбег (бой) измерительного следа". Речь идёт о системе измерения. В переводе говорится про биения вала. Это конечно результат интерпретации. Возможно просто машинным способом перевели, а потом "причесали".

На абсолютно ровной , без внешних дефектов и биения шейке вала, вихретоковый датчик выдавал достаточно большой бой даже при ручном проворачивании вала. В конце концов выяснилось, что шейку вала восстановили полимерами, предварительно проточив шейку с боем.
Спасибо, интересно. Для вихретокового датчика полимеры всё равно, что воздушный зазор. Они ведь немагнитные и непроводящие.
 

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Разные марки стали имеют разный "индукционный отклик" или электромагнитную проницаемость (да простят меня электрики с КиПовцами за мой "французский"), поэтому датчики относительной вибрации калибруют по образцу стали из которой изготовлен конкретный вал, т.е. уточняют коэффициент преобразования датчика на конкретную сталь. И не дай бог, шейку восстанавливали наплавкой!
В ISO 21940-13 то место, которое я цитировал, идёт за два абзаца до раздела 7.2 Речь идёт о том, чтобы использовать постоянные датчики, которые стационарно установлены. Причём сначала говорится просто "где установлены постоянные датчики, надо проверить амплитуду и фазу перед использованием для целей балансировки". Ну и я понимаю это так, что датчики в данном случае это акселерометры, абсолютные датчики. Потому что в первом предложении говорится, что калибровку рекомендуется делать, а в следующем прямо указано, что для постоянно установленных относительных датчиков в норме калибровку не делают (не проверяют их калибровку).

Мне так представляется что акселерометр это довольно сложная конструкция с пьезоэлементом, с которым может произойти много всяких неприятностей. Его можно испортить множеством разных способов. Перегреть, сильно стукнуть и т.п. В то же время вихретоковый датчик в самом простом варианте это просто катушка индуктивности. Да, всё правильно, его нужно калибровать под конкретный металл, расстояние до которого он будет измерять. Но при этом если он уже откалиброван, то в дальнейшем его показаниям можно верить.

Речь идёт о балансировке с помощью датчиков относительной вибрации. Биение шейки под датчиком вносит свою лепту в вектор оборотки.
Обычно говорят о геометрическом центре и центре масс, об их несовпадении. Так вот, их несовпадение это и есть дисбаланс.

Так-то потенциально есть много причин для появления вибрации на оборотной частоте. И можно уменьшить вибрацию за счёт создания дисбаланса, по крайней мере в некоторых точках. То есть компенсировать вибрацию, которая имеет другие причины, ухудшением балансировки. Но хорошо ли это?

У меня практического опыта нет. Конечно в реальном мире будут компромиссы и всё будет зависеть от конкретной ситуации: размеров ротора, частоты вращения, подшипника и т.п.

Причём добавка стабильная, не зависящая от дисбаланса
Ну например, на вскидку, если центровка неидеальная и смещение центров сопрягаемых валов двигает вал ротора независимо от балансировки.

Имеется ввиду направление замера фазы "по вращению" или "против вращения", а так же "бьющая точка", что очень важно знать при балансировке. Направление замера зависит, в том числе и от полярности датчика.
Понятно, что "бьющая точка" окажется в диаметрально противоположном месте, если ориентироваться на данные акселерометра, скажем, а у него полярность не та. Но когда речь идёт о вихретоковом датчике, он измеряет расстояние. По идее этим всё сказано, потому что у расстояния невозможно "поменять полярность". Если мы говорим, например, что расстояние между двумя точками один метр, то больше к этому добавить нечего. Если мы говорим, что одна точка относительно другой движется со скоростью 1м/с, надо ещё сказать, приближается или удаляется.

Может, конечно, я чего-то не понимаю.
 

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Разные марки ....
Сейчас прочитал ГОСТ ИСО 7919-1-2002, там, собственно, всё сказано. Что такое абсолютное и относительное измерение, и даже сказано что при первой установке датчика перемещений желательно провести на месте калибровку выходного сигнала в зависимости от разных значений зазора. "На месте", то есть с тем самым валом, расстояние до которого он будет измерять. Это в приложении С.
 

TAPXOB

Новичок
Регистрация
02.08.2020
Сообщения
8
Реакции
0
Вы пишете про причины вибрации вообще, их там ещё можно придумать 100500 и они не имеют отношения к альтернативе относительное/абсолютное. Как Вы сами себе отвечаете на вопрос, что такое абсолютная вибрация?
Абсолютная вибрация, это колебания относительно "земного шара". Относительная - колебания ротора относительно статорных частей.
Из-за физической специфики измерений, абсолютная вибрация может представляться в виде смещения, скорости и ускорения, а относительная практически только смещение.
По идее механическое биение это и есть дисбаланс. Который мы датчиком и измеряем и хотим устранить.
Биение и дисбаланс это абсолютно разные понятия, мало связанные друг с другом.
Радиальное биение это отклонение от соосности (эксцентриситет) наружной цилиндрической поверхности детали (геометрической оси) относительно ее базовой оси (оси вращения). Как пример - кривошип.
Дисбаланс, говоря по простому - смещение центра масс относительно оси вращения.
Ротора имеющие биение, по большей части, могут быть отбалансированы до достаточной точности. А ротора имеющие минимальный дисбаланс могут иметь достаточно значительные биения. Как пример коленвалы двигателей.
Мне в данном случае хотелось главным образом обратить внимание общественности на то, что перевод не соответствует английскому тексту.
А вам нафига вообще нужны эти стандарты? У нас они пока не все действуют. Имеются действующие ГОСТ чисто российские и идентичные ISO. Стандарты ГОСТ ISO идентичны ISO, но не являются дословным переводом. Переводили профессионалы в области вибрации и балансировки, с учётом наших действующих стандартов, в частности ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения. и др.
В английском тексте написано runout of the measurement track, то есть в буквальном переводе "выбег (бой) измерительного следа". Речь идёт о системе измерения. В переводе говорится про биения вала. Это конечно результат интерпретации. Возможно просто машинным способом перевели, а потом "причесали".
Нет. В переводе именно тот же смысл, как и в оригинале - механическое биение "измеряемой" поверхности которое искажает реальную картину относительной вибрации.
Проблема состоит в том, что датчики относительной вибрации устанавливаю не в плоскости рабочей (опорной) поверхности шейки вала, а с достаточно большим вылетом. На кронштейнах к торцу корпуса подшипника или статору. Рабочая поверхность шейки вала под подшипник скольжения обрабатывается в "чистовую" особо, часто на другом (чистовом" станке или с переустановкой на том же и нерабочая поверхность шейки, вне рабочей зоны может иметь бой, чаще всего небольшой с точки зрения механики, примерно до 0,05 мм, но достаточно большой для вибродиагностики и балансировки. Плюс возможный односторонний износ рабочей поверхности шейки, под длительным действием дисбаланса.
Ну например, на вскидку, если центровка неидеальная и смещение центров сопрягаемых валов двигает вал ротора независимо от балансировки.
Дефекты, влияющие на балансировку, должны выявляться методами вибродиагностики и устранятся до начала балансировки. Но как говаривал мой тёзка и один из корифеев балансировки - Необходимость балансировки, к сожалению, выявляется только в ходе самой балансировки. Отличить расцентровку от биения шейки, для опытного вибрационщика не представляет труда, а для механика тем более.
Выписка из ГОСТ ISO 20806-2013 - Для вала с упругой опорой наилучший результат дают, как правило, измерения на невращающихся частях. В случае жесткой опоры более чувствительными являются датчики относительных перемещений вала. Если для измерений относительных колебаний вала используют бесконтактные вихретоковые датчики, то их выходной сигнал может быть искажен вследствие механических или электрических биений вала. Если эти помехи существенно влияют на считываемые показания, то для их устранения необходимо ввести соответствующие поправки. По возможности применяют измерения абсолютных колебаний вала, которые позволяют определить положение вала в каждый момент времени независимо от вибрации опор. Вроде всё ясно и понятно. Измерять абсолютные колебания вала не всегда возможно, в основном из-за конструктива механизма.
Но когда речь идёт о вихретоковом датчике, он измеряет расстояние. По идее этим всё сказано, потому что у расстояния невозможно "поменять полярность". Если мы говорим, например, что расстояние между двумя точками один метр, то больше к этому добавить нечего.
При диагностике, при балансировке особо, оперируют не расстоянием между датчиком и валом, а его изменением. В идеале, после фильтрации сигнала, имеем синусоиду колебаний на оборотной частоте. Т.е. нас интересует амплитуда (размах) колебаний вала (и направление бьющей точки - фаза), а не расстояние до него. При измерении расстояния можно сказать что от точки А до точки Б - плюс 1 метр , а можно что от точки Б до точки А - минус 1 метр. Всё зависит от точки отсчёта (полярности).

Вопрос. Что за необходимость, вникать в тонкости перевода узкоспецифичного технического текста, тем более не действующего, на территории России стандарта?
 

metelev

Бывалый
Регистрация
16.08.2017
Сообщения
216
Реакции
51
Адрес
Санкт-Петербург
Вопрос. Что за необходимость, вникать в тонкости перевода узкоспецифичного технического текста, тем более не действующего, на территории России стандарта?
По работе надо разобраться. Читать эти стандарты, правда, меня не просили, но чем больше источников тем более объёмный взгляд на проблему.

Спасибо за разъяснения. Немного понятнее стало, что к чему. Я ещё успел просмотреть ГОСТ Р ИСО 10817-1-99, тоже интересный стандарт. Из 10817 и 7919 понял, что абсолютное положение восстанавливается из суммы относительного и измеренного с помощью акселерометра и дважды проинтегрированного сигнала. Только непонятно зачем оно нужно.

Мне в основном было интересно про балансировку в собственных опорах. И где-то я видел, что силу, с которой вал действует на опору, можно измерять тензометрическими датчиками, если их поместить между подшипником и опорой. Но это если они изначально предусмотрены. В готовую машину ведь их не вставишь. А если измерять относительное перемещение, то по перемещению можно судить о силе, с которой вал действует на опору. Видимо в этом их польза. Потому что акселерометры измеряют ускорение опоры, которое является сочетанием и собственных колебаний опоры и воздействия вала, что усложняет анализ.

PS Всё-таки вот в этой фразе есть что-то странное: "Если для измерений относительных колебаний вала используют бесконтактные вихретоковые датчики, то их выходной сигнал может быть искажен вследствие механических или электрических биений вала."

Что такое "электрические биения вала"?
 

TAPXOB

Новичок
Регистрация
02.08.2020
Сообщения
8
Реакции
0
Сейчас прочитал ГОСТ ИСО 7919-1-2002, там, собственно, всё сказано. Что такое абсолютное и относительное измерение, и даже сказано что при первой установке датчика перемещений желательно провести на месте калибровку выходного сигнала в зависимости от разных значений зазора. "На месте", то есть с тем самым валом, расстояние до которого он будет измерять. Это в приложении С.
Откалибровать токовихревой датчик вибрации на месте, практически нереально. Калибруют на простенькой приспособе, на основе микрометра или при наличии, на специальном стенде с имитацией вращающегося ротора и изменением положения датчика микрометрическим винтом.
 

Вложения

  • Юстировка.JPG
    Юстировка.JPG
    15.2 KB · Просмотры: 6

TAPXOB

Новичок
Регистрация
02.08.2020
Сообщения
8
Реакции
0
Что такое "электрические биения вала"?
Неравномерная эл.проводимость материала вала. Вкрапления, неоднородность материала, трещины, напыление, наплавка, неравномерное полимерное покрытие и т.п.. Всё что искажает наведённое датчиком эл.магнитное поле и вихревые токи.
Если вопрос стоит о балансировки в собственных подшипниках, то лезть в относительную вибрацию, а тем более в абсолютную вибрацию вала пока не имеет смысла. Не так много агрегатов оборудованных системой измерения относительной вибрации, тем более с достаточно жёсткими опорами, что бы балансировать по колебаниям вала.
В 99,9% случаев, балансировка по уровню абсолютной вибрации подшипниковых опор себя вполне оправдывает. Тем более, что критерий качества балансировки подавляющего большинства агрегатов является общий уровень и уровень на оборотной частоте абсолютной вибрации подшипниковых опор, в представлении виброскорости или вибросмещения.
 
Последнее редактирование:

TAPXOB

Новичок
Регистрация
02.08.2020
Сообщения
8
Реакции
0
И где-то я видел, что силу, с которой вал действует на опору, можно измерять тензометрическими датчиками, если их поместить между подшипником и опорой. Но это если они изначально предусмотрены.
Тензодатчики иногда используют в некоторых типах балансировочных станков.
 

TAPXOB

Новичок
Регистрация
02.08.2020
Сообщения
8
Реакции
0
Нашёл руководство по переносному вибростенду ВСВ-131.
Вибростенд применяется для контроля метрологических характеристик виброизмерительных преобразователей и виброизмерительной аппаратуры, в том числе и на месте их эксплуатации.
Выкопировка из руководства по калибровке токовихревых датчиков:
Приложение 5.1.JPGПриложение 5.2.JPGПриложение 5.3.JPG
 
Сверху