Радиационный контроль сварных швов колес центробежных компрессоров

Ответить

kvk

Бывалый
Регистрация
05.03.2014
Сообщения
246
Реакции
23
Нет, колесо изготавливается не литьем. Основной диск с лопатками - из единой заготовки металла мех. обработкой. Покрывной диск крепится сваркой.
Ну, тогда я бы попытался приватной диск проконтролировать сначала как стыковой шов на остающемся подкладное кольце (узк). Потом прямым пэп, как стыковой шов со снятым усилением, естественно тоже узк. Конечно при условии, что диск имеет постоянну толщину.
По РК единственный выход- запихать в каналы компенсаторы и просвечивать весь этот в лоб, как монолитный диск. Понятно, что нужно обладать некой квалификацией, чтобы рассчитать толщину компенсаторов, если их изготавливать из другого материала, например из свинца.
Конечно все это в теории. На практике ничего подобного не делал.
 

Rotordynamics

Свой
Регистрация
21.06.2022
Сообщения
19
Реакции
6
Адрес
Санкт - Петербург
Изготовитель роторов аналогично Вашему опыту также ничего подобного не делал. Поэтому на вопросы заказчика пытается донести, что не существует достоверных методов диагностики внутренних дефектов сварного шва. Методы РК и УЗК малоинформативны или вообще не применимы.
 

Rotordynamics

Свой
Регистрация
21.06.2022
Сообщения
19
Реакции
6
Адрес
Санкт - Петербург
Мое субъективное мнение - нет. Метод контроля- ПВК, магнитка...возможно вихреток
ПВК какую картину дает? В моем случае делают только ВИК. И утверждают, что ПВК покажет всегда неразборчивый рисунок - якобы, всегда наличие выходящих на поверхность трещин.
Но это только утверждение изготовителя. Возможно, просто ленятся или не умеют и , поэтому, дезинформируют и отмахиваются от ПВК.
 

aav59ru

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
15.10.2012
Сообщения
4,113
Реакции
877
Адрес
Пермь
Ну у меня контроль при эксплуатации, там бывает.
А при изготовлении скорее всего бесполезно. Во внутрь не залезешь, снаружи не увидишь.
Поэтому возвращаемся к посту #7 от Коляна - а на хрена???
 

LisiySKED

Новичок
Регистрация
27.07.2022
Сообщения
4
Реакции
0
А не могли-бы Вы тогда изобразить схему просвечивания-как стоит аппарат относительно швов и колёс,какие дефекты выявляются или могут быть выявлены...Честно говоря ваще не представляю и не понимаю,а нахрена и кому нужна такая имитация?
rjktcj.JPG
Выявится там разве что дырка как у бывшей. Нужно это было трясущимся от страха начальникам, для самоуспокоения.
 

aav59ru

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
15.10.2012
Сообщения
4,113
Реакции
877
Адрес
Пермь
Посмотреть вложение 59623
Выявится там разве что дырка как у бывшей. Нужно это было трясущимся от страха начальникам, для самоуспокоения.
На левом фото - сколько там лопаток??? Сколько экспозиций на одну лопатку учитывая средний размер колеса 500мм - 2-3 ??? Сколько экспозиций на всё колесо??? И вопрос для чего всё это???
 

aav59ru

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
15.10.2012
Сообщения
4,113
Реакции
877
Адрес
Пермь
И по какой документации это будет светиться и браковаться???
 

kvk

Бывалый
Регистрация
05.03.2014
Сообщения
246
Реакции
23
на вопросы заказчика пытается донести, что не существует достоверных методов
А составить расчетную схему, собрать нагрузки, определить напряжения во всех элементах включая сварные швы или хотя бы в опасных сечениях, исходя из соотношения напряжений рабочих и допускаемых определить отсутствие необходимости в проведении контроля физическими методами? Не-а? Или вы там расплавы солей в смеси со свинцом через первый контур гоните))))? Тогда лучше росатому уступить эту работу. Наверняка там есть кому выполнить расчеты напряжений в сварных швах.
 

RentgenologEtalon

Профессионал
Регистрация
04.05.2017
Сообщения
581
Реакции
145
Адрес
Нижний Новгород
ПВК какую картину дает? В моем случае делают только ВИК. И утверждают, что ПВК покажет всегда неразборчивый рисунок - якобы, всегда наличие выходящих на поверхность трещин.
Но это только утверждение изготовителя. Возможно, просто ленятся или не умеют и , поэтому, дезинформируют и отмахиваются от ПВК.
микродефекты покажет, наружные соответственно
 

Колян2

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
25.12.2012
Сообщения
5,489
Реакции
1,314
Возраст
61
Адрес
"Три шурупа" (Уфа, однако..)
Посмотреть вложение 59623
яВыявится там разве что дырка как у бывшей. Нужно это было трясущимся от страха начальникам, для самоуспокоения.
Фигня полнейшая,однозначно.Непровар или несплавление даже на всю высоту кромки не покажет ни разу!Можно и без сварки светить-результат ДНО!
 

Rotordynamics

Свой
Регистрация
21.06.2022
Сообщения
19
Реакции
6
Адрес
Санкт - Петербург
На левом фото - сколько там лопаток??? Сколько экспозиций на одну лопатку учитывая средний размер колеса 500мм - 2-3 ??? Сколько экспозиций на всё колесо??? И вопрос для чего всё это???
Я прокомментирую вопрос "зачем нужен РК или/и УЗК" для сварных колес:
1. Когда я создавал тему, то целью было, чтобы специалисты подтвердили как раз отсутствие возможностей методов УЗК и РК контролировать колеса компрессоров. Иным словами - под поверхность шва не "заглянуть". Изготовитель именно так и заявляет.
2. Если говорить на будущее, в принципе, нужна ли разработка таких методик. Колеса подвержены перепаду давления ступени - на всасывание меньше, на нагнетании колеса больше. Почему сосуды под давлением должны проходить контроль, а колеса нет? Плюс напряжения от центробежных сил при вращении.
 

Rotordynamics

Свой
Регистрация
21.06.2022
Сообщения
19
Реакции
6
Адрес
Санкт - Петербург
И по какой документации это будет светиться и браковаться???
Согласен, что документации ни по методикам, ни по критериям отбраковки нет. Я попытался пройти по цепочке требований и нормативной документации по УЗК и РК, которые упомянуты в самом жестком стандарте API 617 и не отыскал ничего про колеса. Валы проходят УЗК - это да.
 

Rotordynamics

Свой
Регистрация
21.06.2022
Сообщения
19
Реакции
6
Адрес
Санкт - Петербург
А составить расчетную схему, собрать нагрузки, определить напряжения во всех элементах включая сварные швы или хотя бы в опасных сечениях, исходя из соотношения напряжений рабочих и допускаемых определить отсутствие необходимости в проведении контроля физическими методами? Не-а? Или вы там расплавы солей в смеси со свинцом через первый контур гоните))))? Тогда лучше росатому уступить эту работу. Наверняка там есть кому выполнить расчеты напряжений в сварных швах.
Это делается. Роторы вычерчивают в соответствующих программах, разбивают на конечные элементы, прилагают нагрузку. Программа выдает напряжения. Давно ведущие мировые производители так моделируют. А наши соотечественники стараются соответствовать и не отставать.
Но никто не способен в компьютерной модели заложить несплошность под поверхностью сварного шва. Поэтому неизвестно - как поменяются напряжения в зоне сварного шва при наличие дефекта.
 

kvk

Бывалый
Регистрация
05.03.2014
Сообщения
246
Реакции
23
Это делается. Роторы вычерчивают в соответствующих программах, разбивают на конечные элементы, прилагают нагрузку. Программа выдает напряжения. Давно ведущие мировые производители так моделируют. А наши соотечественники стараются соответствовать и не отставать.
Но никто не способен в компьютерной модели заложить несплошность под поверхностью сварного шва. Поэтому неизвестно - как поменяются напряжения в зоне сварного шва при наличие дефекта.
Так если там напряжения будут в 10% от допустимых, то и контроль не нужен. На прихватках все удержится. Тем более, что с первыи диском это одна деталь.
Да смоделировать несплошность дело нехитрое. В компасе я это делал ещё в первых версиях. А с появлением в нем МКЭ и напряжения просчитывал. Причем просто из интереса, посмотреть как это работает. На практике не разу на применял. Все считал аналитически.
А какие нагрузки там будут? Давление газа в каналах? Умножить давление на площадь диска и разделить на площадь сварных швов? Наверное для это надо оканчивать специальные курсы генеральных конструкторов авиакосмической техники. И непременно метод конечных элементов подключать.))))
 

kvk

Бывалый
Регистрация
05.03.2014
Сообщения
246
Реакции
23
Почему сосуды под давлением должны проходить контроль, а колеса нет?
В сосудах сварные швы воспринимают 100% сил возникающих в стенке. И лишнего металла в них нет. Только запас на коррозию а течение назначенного срока службы. И их считают на прочность, причем расчет прикладывается к каждому паспорту. А вы к своим колесам прикладываете расчет на прочность? Так то!
Сосуды с давлением до 0,7 кг/см2 тоже никто на прочность не считает, потому как там конструктивно избыточная толщина. Посчитаете, что его можно изготовить с толщиной стенки 0,01 мм, но делать все равно будете из листа 5 мм. Запас 500%. Считают на устойчивость оболочки при вакуумирования, а проверят керосиновой пробой на отсутствие дырок. С вашими колесами наверняка так же можно.
И ваши диски плоские и никто их не давление не считает.
В общем проектантам перед трудоустройством хорошо бы сопромат проштудировать. Правда есть одно оправдание вам. Для сосудов м давление до 0,7 есть нормы, где прописано, что проверять их надо керосином.
 

kvk

Бывалый
Регистрация
05.03.2014
Сообщения
246
Реакции
23
Плюс напряжения от центробежных сил при вращении
Ваши сварные швы расположены вдоль центробежных сил и не передают их. Sin0=0. 0 умноженный на центробежную силу останется нулем. Если швы убрать ничего не изменится. Ну если хочется , можете взять не 0, ваши реальные 10 градусов. А лучше поставьте задачу прочнистам и пускай они считают перерезывающее усилие на швы)))).
Пс. Или вы сами из прочнистов и не уверены в своих силах? Тогда вам лучше на другой форум. Кажется dwq . Там толковые проектировщики собираются.
 
Сверху