1) по нерадивости или какому-нибудь форс мажору- вал фиксирован (зажат, намотался трос и пр.)Ломает по какой причине?
2) от циклических напряжений. вал работает на скручивание и поэтому усталостные трещины растут поперек вала (поверхность трещины перпендикулярна оси вала). понятно, что трещины идут от конструктивных концентраторов (контактное напряжение, галтельные переходы, пазы, отверстия и пр.), но может быть и от особенностей изготовления (это реже, но не исключается). конечно, для проведения контроля хорошо бы знать особенности разрушений таких валов. это может сильно помочь оптимизации, а в принципе просто ищем несплошности и проводим их оценку.
в отношении 10% процентов сечения, мне кажется это для гребного вала маловато, там запас, наверное, побольше.