Фотохимия штука интересная, но уже почти забытая. В эпоху пленочной фотографии много занимался, в том числе экспериментировал с проявителями. Методами "голодного проявления" удавалось повысить чувствительность фотопленки, а точнее, ктнонегатива КН-2 с 32 до 500 ISO почти без роста зернистости. Но это низкоконтрастная пленка. С высококонтрастной, например, микрат, такого подъема не получалось, но раза в 4 выходило.
Всё никак не дойдут руки до изучения темы плёнок. На пальцах-то я знаю где использовать ту или иную р-плёнку, но вот всякие секреты по фотообработке и экспонированию бы поизучать. Да и вообще пополнить багаж знаний по плёнкам не помешало бы.
:drinks:- получалось лучше покупных.
Если в общих чертах, группы веществ в проявителях (по памяти).нашёл похожий рецепт
+метол
Чаще используют пару. Соотношение проявляющих веществ меняет кинетику проявления. Иногда вместо метола фенидон используют. Есть еще проявляющие вещества, но их реже применяют.гидрохинон
фотографы больше поташ (калий углекислый) любят, вроде за то, что растворимость выше. Реже применяют фосфаты. Чтобы связка проявляющие+ускоряющие стабильно работала, меньше окислялись проявляющие вещества, используют третью группу.натрий углекислый
-Противовуалирующие вещества. Если проявлять неэкспонированную пленку, она все равно слегка потемнеет. Чтобы этот паразитный процесс подавить, вводятсульфит натрия
Но если процесс вести неправильно - увеличить температуру и время, вуаль увеличится. Пленка "живая". Она "стареет". Особенно быстро, если хранится при повышенной температуре. Вуаль растет. Она и называется "вуаль старения". Подавить ее помогают калий йодистый и бензотриазол. Старую пленку можно попробовать проявлять, добавив в проявитель эти вещества. Экспозицию, скорее всего, надо будет увеличитькалий бромистый
Если в общих чертах, группы веществ в проявителях (по памяти).
- Проявляющие, чаще всего
+
Чаще используют пару. Соотношение проявляющих веществ меняет кинетику проявления. Иногда вместо метола фенидон используют. Есть еще проявляющие вещества, но их реже применяют.
-Ускоряющие вещества. Фишка в том, что проявляющие вещества работают в щелочной среде. Поэтому вводят углекислые соли
фотографы больше поташ (калий углекислый) любят, вроде за то, что растворимость выше. Реже применяют фосфаты. Чтобы связка проявляющие+ускоряющие стабильно работала, меньше окислялись проявляющие вещества, используют третью группу.
-Стабилизирующие или буферные вещества
-Противовуалирующие вещества. Если проявлять неэкспонированную пленку, она все равно слегка потемнеет. Чтобы этот паразитный процесс подавить, вводят
Но если процесс вести неправильно - увеличить температуру и время, вуаль увеличится. Пленка "живая". Она "стареет". Особенно быстро, если хранится при повышенной температуре. Вуаль растет. Она и называется "вуаль старения". Подавить ее помогают калий йодистый и бензотриазол. Старую пленку можно попробовать проявлять, добавив в проявитель эти вещества. Экспозицию, скорее всего, надо будет увеличить
Согласен. Но работа по приготовлению растворов для фотообработки снимков(особенно проявителя) не терпит раздолбайства-нужно соблюсти и температурный режим для растворения компонентов, полноту растворения, последовательность и дозировку. Я обычно растворял в горячем дистиляте сначала немного (1/4-1/3 часть) сульфита натрия, потом метол, остальной сульфит, гидрохинон, соду,бромистый калий. Каждый компонент вводиться только после полного растворения предыдущего. Затем раствор отстаивается и фильтруется. Применять рекомендуется уже через сутки, но можно ускорить процесс закинув в ёмкость с раствором пару кусков засвеченной плёнки. С фиксажем(закрепителем) проще-растворили, профильтровали, температуру подогнали и фпирёт! В обычную же воду для приготовления фоторастворов рекомендуется перед введением основных компонентов(для лучшего их растворения), добавить трилон Б или проще говоря динатривую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты. Ваще и сам фотохимический процесс и эксперименты в нём очень интересны и познавательны- НО! Кого из "мелких" можно подвигнуть на это? Лень родилась намнооого раньше! Взял из одной канистрочки 1 стакан+4 стакана водички из-под крана=жижа для проявы, из с другой цветом крышкой так же=для фиксирования, главное, дальтоником не быть, и фсёё! Если некоторые временем проявления пытаются компенсировать недостаточное или избыточное экспонирование плёнки или увеличением концентрации растворов ускорить процесс обработки.... Манагеры, бл...!:drinks:
Хорошего качества реактивы + хорошая вода и будет лучше. И, наверное, дешевле. А так как все реактивы хранятся
по-отдельности, и срок их хранения будет больше чем готовых смесей и концентратов проявителя
Очень правильное замечание - присолить воду сульфитом натрия, иначе метол окислится и раствор потемнеет.... Я обычно растворял в горячем дистиляте сначала немного (1/4-1/3 часть) сульфита натрия, потом метол, остальной сульфит, гидрохинон, соду,бромистый калий. Каждый компонент вводиться только после полного растворения предыдущего.
При растворении тиосульфата температура заметно падает.фиксажем(закрепителем) проще-растворили, профильтровали, температуру подогнали
Он же тиосульфат. В принципе, его одного достаточно в количестве 200-250 г/л Можно даже не взвешивать, чтобы весы не пачкать, т.к. если тиосульфат попадает в проявитель - очень плохо. Можно "снаканАми" дозировать. Но если проявитель попадет в раствор тиосульфата, осадочек выпадет и кончится тиосульфат. Не вкатывает ему щелочная рН. Чтобы фиксаж был стабильнее, раствор тиосульфата подкисляютгидросульфит натрия 225 г
иногда еще с сульфитом натрия или другие подкисляющие забуференные растворы - уксусная или серная кислота + сульфит натрия. А чтобы эмульсионные слои, размягчившись химобработкой не повреждались или не сползали - дубящее веществометабисульфит
аммоний хлористый
А дальше можно начать тему "восстановление серебра из фоторастворов кустарными методами"При растворении тиосульфата температура заметно падает.
Он же тиосульфат. В принципе, его одного достаточно в количестве 200-250 г/л Можно даже не взвешивать, чтобы весы не пачкать, т.к. если тиосульфат попадает в проявитель - очень плохо. Можно "снаканАми" дозировать. Но если проявитель попадет в раствор тиосульфата, осадочек выпадет и кончится тиосульфат. Не вкатывает ему щелочная рН. Чтобы фиксаж был стабильнее, раствор тиосульфата подкисляют
иногда еще с сульфитом натрия или другие подкисляющие забуференные растворы - уксусная или серная кислота + сульфит натрия. А чтобы эмульсионные слои, размягчившись химобработкой не повреждались или не сползали - дубящее вещество
Ну потемнеет всё равно в процессе работы и будет как красное вино по цвету, но не в этом дело. Метол вообще плохо растворяется в воде и если температура будет немного выше рекомендуемой для него, то он, гад, выпадает жёсткими крупными хлопьями-растворить его тогда очень проблематично и приходится либо выливать нафиг эту взвесь и делать заново или как правило, разминать пальцами эти хлопья-руки и ногти потом коричневые долго, не отмываются почти а у неженок и метоловый дерматит могёт появиться.Нас радолбаев мелких "деды" так "учили"! А с сульфитом метол безпроблемно растворяется.Очень правильное замечание - присолить воду сульфитом натрия, иначе метол окислится и раствор потемнеет.
Ну да!Но после этого можно только включить свет в лабе для оценки по мокрому снимку параметров просветки и обработки. А время полного фиксирования равно удвоенному произведению времени осветления.И пара слов про время фиксирования. Фиксаж срабатывается, время фиксирования увеличивается. Есть простой тест. Кусочек непроявленной пленки опускают в фиксаж и засекают время, когда она полностью осветлится, т. е. станет прозрачной. Считают, что двойного времени осветления достаточно для фиксирования
Как говорят японцы, "здорива но дорига". Ч вполне достаточно по качеству для фотохимииЕсть О-очищенные, Ч-чистые, ХЧ-химически чистые и ЧДА-чистые для анализа. Предпочтительно использовать последние два
Помнится, еще были "Фото". Вероятно, хуже чем Ч, но, возможно, там какие-то определенные примеси нормировались, чтобы фотопроцессу не сильно мешалиИ ещё-все реактивы подразделяются по степени очистки.
Помнится, были варианты обработки в одном растворе - фиксирующий проявитель, кажется. Погуглите, кому интересноВаще и сам фотохимический процесс и эксперименты в нём очень интересны и познавательны