Форма дефектов по результатам УЗК

Ответить

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,044
Реакции
1,776
А нельзя ли cначала приведенную в #77 ссылку прокомментировать?
была такая программа или направление в 90-х. возникла она, как я понимаю, из похвальбы фирм, которые культивировали различные подходы в УЗК (не только, но здесь про УЗК). не было ясно что же на самом деле? чем реально отличаются разные подходы? нужны были объективные данные. вот и придумали сравнить все эти контроли объективно- на одинаковых образцах. результатом этого явились несколько отчетов, один из них вы привели.
ничего не обычного или новых знаний получено не было. и не ожидалось. хотя, кое что было полезно для понимания и практики. супер методов не оказалось. традиционный контроль по соотношению цена\качество был в топе. и пока это положение не сильно изменилось.
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
была такая программа или направление в 90-х...
Ну, можно и так...
И все же позволю себе процитировать цели программ (их 3 этапа было) PISC по супостату (перевод убогонький, но, думаю, понятный):
- Оценить эффективность и надежность используемых и разрабатываемых методов неразрушающего контроля для КОНТРОЛЯ компонентов первого контура ядерных реакторов в отношении дефектов, вызванных эксплуатацией, в частности, для проверки НАДЕЖНОСТИ процедур контроля при использовании в реальных условиях на реальных объектах, содержащих реальные дефекты;

- Интерпретировать результаты контроля с использованием МАТЕМАТИЧЕСКОГО (как понимаю, в вероятностном аспекте) МОДЕЛИРОВАНИЯ;

- Довести выводы различных разделов программы до сведения регулирующих организаций и органов, разрабатывающих КОДЫ и СТАНДАРТЫ, связанные с инспекцией в процессе эксплуатации (ISI).

возникла она, как я понимаю, из похвальбы фирм
Да, как сообщает супостат - 50 промышленных предприятий из 14 стран.

И , наконец: приведенный отчет как на грех называется:
Влияние результатов PISC на Коды, Стандарты и Регулирование.
В общем, с их (супостатов) точки зрения - влияет таки.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,044
Реакции
1,776
Влияние результатов PISC на Коды, Стандарты и Регулирование.
В общем, с их (супостатов) точки зрения - влияет таки.
так я ведь не зря использовал непривычный термин рекламы- похвальба. результаты этого PISC , в какой-то степени, тоже похвальба.
я понимаю, что по другому быть не может, любая статья, книга, пропаганда чего либо не может быть абсолютно объективной. двигаемся путем накопления знаний и умений, ну и когда-нибудь количество перейдет в качество. я просто констатирую факт, что пока все полученные нами знания не привели к существенному пересмотру технологии УЗК. ну не случилось, пока.
специалисты надеялись, что результаты PISC лягут в основу новых стандартов. возможно, что результаты PISC показали, что традиционная технология вполне себе ничего. ну и, как видите, эти программы PISC сошли на нет. я не против любых программ, это дело хорошее и нужное. я за то, чтобы мы оценивали объективно и более-менее точно понимали что к чему. если мы считаем, что есть значительный вклад, то следует понятно это показать, а если мы этого сделать не можем, то возможно мы переоцениваем влияние.
программа PISC на тот момент более-менее объективно сравнила возможности существующих техник по выявлению и интерпретации несплошностей. развеяла кое-какие мифы или заблуждения. а вот ее влияние на стандарты можно оценить так- в целом, для массового применения существующая технология УЗК является эффективной и достойной замены пока нет. с 90-х годов появились технологии TOFD, АР, но все одно, наиболее востребованной является технология УЗК, которая разработана еще в прошлом столетии.
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
пока все полученные нами знания не привели к существенному пересмотру технологии УЗК. ну не случилось, пока.
Вряд ли целью PISC был пересмотр технологии УЗК:как-то это из объявленных целей не следует. А вот оценка надежности и эффективности метода, а главное - интерпретация результатов контроля - совсем другое дело.
ну и, как видите, эти программы PISC сошли на нет.
Не вижу. Может потому, что PISC - это очень отраслевое: атомка. А как в ней развивается нормативная документация просто не знаю. Читал только, что вероятностный подход к оценке результатов контроля используется...
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,044
Реакции
1,776
А как в ней развивается нормативная документация просто не знаю.
как это происходить за рубежами я тоже не знаю (мне известны отдельные фрагменты, а не картина в целом), думаю, что как и везде. у нас можно посмотреть на нашу действующую нормативку и этого достаточно для понимая. в нашей "атомной" нормативной документации ничего необычного нет, а если посмотреть на наши ГОСТы, то в их основе все из прошлого века. нет пока революционных идей, есть эволюционное продвижение. в некоторых случаях используется более продвинутое и дорогое оборудование, но в общем объеме контроля этого нового не видно, да и по темам и обсуждениям на форуме можно понять.
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
в нашей "атомной" нормативной документации ничего необычного нет, а если посмотреть на наши ГОСТы, то в их основе все из прошлого века. нет пока революционных идей, есть эволюционное продвижение.
Ну конечно.
И вероятностный подход, применяемый к оценке результатов контроля(что, собственно, и было мне интересно в PISC) - какая там революция: об этом еще Щербинский писал.
Это же (эмпирика) не от хорошей жизни, а из-за сложности (она же немочь) физических (аналитических) моделей.
И вот в "атомной" нормативке вероятностный подход - применяется (во всяком случае декларируется). Ну, например, ГОСТ Р 50.05.20-2019.В жд отрасли - не знаю. А в других отраслях не видел.
Наверное потому, что в атомке повышенные требования к безопасности: надо понимать(как-то оценивать) риски разрушения, а это только вероятностный подход.
Кстати одна из статей супостата, попавшаяся на глаза так и называется: "От ПИСКов к Рискам"...
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,044
Реакции
1,776
Наверное потому, что в атомке повышенные требования к безопасности: надо понимать(как-то оценивать) риски разрушения, а это только вероятностный подход.
этот вероятностный подход применяется всеми и всегда, даже когда вы размышляете о перипетиях текущей погоды.
я уже писал, что вероятностный подход всеми используется в статистике или для выбора статистически значимых событий. всегда так было. сейчас мы дозрели до внедрения риск технологий. в неявном виде это и раньше было. что тут особенного и непонятного? были понятия парковый ресурс, наработка на отказ и пр. это все статистически определяемые понятия. они учитываются в процессе хозяйствования. при выборе угла ПЭП тоже желательно знать наиболее частую несплошность в данных швах. есть всякие оптимальные критерии (Неймана-Пирсона и др.). если мы знаем статистику, то можно построить оптимальную модель чего-нибудь.
я не понимаю другого. как этот вероятностный подход можно распространить на результаты контроля конкретного шва? только так: можно сказать, что обнаруженная несплошность с вероятность, которая оценена нами раньше (если можно ее было оценить), является объемной и т.п.
по другому. на основе статистике срока службы, например, автомобильной покрышки можно правильно рассчитать потребность города или страны в этих покрышках. это понятно. а вот что можно сказать о конкретной покрышке? есть покрышка и нужно оценить сколько она еще выходит. можно это сделать по времени эксплуатации, но это крайне не точно (покрышка может эксплуатироваться жестко, а может мягко, а может вообще не эксплуатироваться). можно оценить покрышку физическими методами (качество материала, толщина рабочей части и пр.). так вот какое отношение вероятность имеет к физическим методам оценки состояния покрышки? вот это мне объясните.
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
вот это мне объясните.
Попробую.
Вот вы согласны, что при "выборе угла ПЭП тоже желательно знать наиболее частую несплошность"
А оценку вероятности обнаружения (POD) этой "частой несплошности" (заданного диапазона размеров и при заданных параметрах контроля) тоже бы, наверное, иметь неплохо? Ну, хотя бы для того, чтобы понимать эффективность УЗК этого массового (для уникальных, конечно, "не катит") ОК.
я не понимаю другого. как этот вероятностный подход можно распространить на результаты контроля конкретного шва?
Вот смотрите. Выполнен УЗК, написано заключение. Почему плохо было бы отметить, что описанные в заключении дефектные участки являются таковыми (выявлены) с вероятностью 77% или 83% или 92% (по-хорошему со всеми причиндалами: СКО, доверительными интервалами и т.д. и т.п.)? Вот аналогично тому, как это делается при проведении измерений?
Это только вероятность обнаружения затронута. А есть еще ведь POS - вероятность правильного определения размеров...
сейчас мы дозрели до внедрения риск технологий
Ну, раз дозрели, чего же не применяем? Риск-анализ - он ведь вероятностный. И без оценки результатов контроля в вероятностном аспекте до оценки вероятности неразрушения не добраться...
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
можно оценить покрышку физическими методами (качество материала, толщина рабочей части и пр.). так вот какое отношение вероятность имеет к физическим методам оценки состояния покрышки?
Заметил: нравится вам про автомобили...
Для простоты: измеряем высоту протектора (чем не физический метод?).
Допустим: средневзвешенный ресурс (корректно конечно надо бы с прибамбасами в виде доверительных интервалов и т.д., но - не умничаем) у конкретной модели Nokia - 50000 км пробега, а у КАМы - 30000 км. Это аналогия сравнительной эффективности методов НК.
Теперь измерили протектор и по результатам этого конкретного физического измерения даем прогноз (в вероятностном аспекте ес...сно) остаточного ресурса.
Разные режимы эксплуатации (нагружения) для простоты не рассматриваем - а так они ведь тоже случайные процессы.
Как-то так.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,044
Реакции
1,776
Вот вы согласны, что при "выборе угла ПЭП тоже желательно знать наиболее частую несплошность"
да. однако, это относится к оптимизации инструкции. в каждом конкретном случае инструкция может и не быть оптимальной, но в целом по отрасли может дать эффект. тут правда нужно быть уверенным, что параметры дефекта от места к месту не меняются или это нужно учитывать.
А оценку вероятности обнаружения (POD) этой "частой несплошности" (заданного диапазона размеров и при заданных параметрах контроля) тоже бы, наверное, иметь неплохо? Ну, хотя бы для того, чтобы понимать эффективность УЗК этого массового (для уникальных, конечно, "не катит") ОК.
а зачем это в конкретном заключении, кому это интересно- начальнику лаборатории, начальнику цеха? ведь все эти POD должны быть кем то рассчитаны на стороне, а в заключение их просто вставляют. ну будет больше испорчено бумаги. другими словами эти POD к заключению никак не относятся. к примеру вы покупаете машину зеленого цвета, а вам дают справку какова вероятность для абстрактного покупателя приобрести машину определенного цвета. ну зачем вам это, вы то сознательно купили автомобиль зеленого цвета. да, вероятность рассчитать можно и можно вероятностно оценивать желание покупателя в выборе цвета, т.е. это позволит держать на складе нужную пропорцию между количеством автомобилей разного цвета. в больших масштабах вероятность работает, но никакая теория вероятности не позволит вам точно предсказать желание конкретного покупателя в выборе цвета автомобиля.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,044
Реакции
1,776
Ну, раз дозрели, чего же не применяем? Риск-анализ - он ведь вероятностный. И без оценки результатов контроля в вероятностном аспекте до оценки вероятности неразрушения не добраться...
а зачем мне вероятность неразрушения? ну вот вы купили вещь, а в паспорте график вероятности выхода из строя в зависимости от срока эксплуатации. и что? вы то хотите определенности, а не вероятности. вам нужно, чтобы в течении гарантийного периода за работоспособность отвечал изготовитель. представьте, что изготовитель скажет вам, что гарантийный ремонт осуществляется на вероятной основе- ремонтируются только 50% случаев. как вам? не нравится? если не нравится, то почему вы думаете заказчику понравится заключение с вероятностной оценкой несплошности- на половину дефект, а на половину годен? хотя от вероятности никуда не деться- всегда есть вероятность, что мы встретим на улице динозавра или даже плезиозавра.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,044
Реакции
1,776
Риск-анализ - он ведь вероятностный.
сам по себе риск-анализ это нормально, в этом есть смысл. вопрос, как всегда, в деталях. откуда будет браться вероятность при подсчетах и оценках? кто ее должен определить? в этом можно напутать. в каких то случаях будет все хорошо и правильно, а где-то будет в пустую или даже со знаком минус.
ну вот статистически можно оценить математическое ожидание уровня специалиста на нашем форуме. и чего мне это дает при общении с вами или с Kaktus_SPb. как я могу прикрутить этот уровень к вам или к Kaktus_SPb? мне это не нужно, я конкретно знаю ваши уровни и соответственно им строю свои отношения с каждым из вас. в каждом конкретном случае я отвечаю конкретно, а не среднестатистическому форумчанину.
Заметил: нравится вам про автомобили...
Для простоты: измеряем высоту протектора (чем не физический метод?).
Допустим: средневзвешенный ресурс (корректно конечно надо бы с прибамбасами в виде доверительных интервалов и т.д., но - не умничаем) у конкретной модели Nokia - 50000 км пробега, а у КАМы - 30000 км. Это аналогия сравнительной эффективности методов НК.
Теперь измерили протектор и по результатам этого конкретного физического измерения даем прогноз (в вероятностном аспекте ес...сно) остаточного ресурса.
да просто автомобили предмет всем понятный.
вот в этом случае нет смысла в какой-то вероятности, мы можем сказать точно, что у колеса остался такой-то ресурс. под ресурсом можно понимать стандартный или условный пробег шины до границы эксплуатации (это как расход топлива в автомобиле- определяется по одинаковой методике). зачем здесь вероятность? с моей точки зрения в таких случаях вероятностный подход сродни безответственности: мы же предупреждали, что есть вероятность отказа- так вот она и случилась. наоборот, здесь лучше оценивать консервативно (с запасом), но точно определять, что 30 000 км обычной эксплуатации шины выдержат.
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
зачем здесь вероятность?
Предлагаю принять утверждение: объяснить у меня не получается. Такое бывает.
Но.
мы можем сказать точно, что у колеса остался такой-то ресурс.
Предлагаю также подумать над другим утверждением: подобные словосочетания ("точно" и "ресурс") в инженерном деле в принципе парадоксальны (несовместимы).
Это я знаю совершенно точно.
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
а зачем это в конкретном заключении
Виноват, этот пост пропустил. И если коротко - не к продолжению этого разговора, а потому, что не ответить невежливо.
кому это интересно- начальнику лаборатории, начальнику цеха?
Да по большому счету и заключение не интересно. Интересно не сломается ли ОК раньше прогнозируемого времени (вот та самая вероятность неразрушения).
 

Зайдуллин РИшат

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
10.02.2015
Сообщения
2,254
Реакции
622
Виноват, этот пост пропустил. И если коротко - не к продолжению этого разговора, а потому, что не ответить невежливо.

Да по большому счету и заключение не интересно. Интересно не сломается ли ОК раньше прогнозируемого времени (вот та самая вероятность неразрушения).

Конечно то, что вы написали очень интересно. Но это хорошо в исследовательской работе, может для разработки технологической инструкции для определенной продукции. Для единичного и штучного производства важно: годен или не годен. Не один метод НК не даст 100 % гарантии. Если нужна гарантия, то можно УК сделать вместе с РГ.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,044
Реакции
1,776
Предлагаю также подумать над другим утверждением: подобные словосочетания ("точно" и "ресурс") в инженерном деле в принципе парадоксальны (несовместимы).
в инженерном деле да. в инженерном деле все формулы приближенные или упрощенные. ресурс это что-то подобное эквивалентной площади. ну а чтобы снять парадокс можно слово "точно" в нашем контексте рассматривать как значение (величину) с меньшей погрешностью, чем по обычной инженерной схеме.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
9,044
Реакции
1,776
Да по большому счету и заключение не интересно. Интересно не сломается ли ОК раньше прогнозируемого времени (вот та самая вероятность неразрушения).
так ведь и я о том же: зачем же в заключении писать вероятность не разрушения, там должно быть написано однозначно- разрушится (не годен) или не разрушится (годен). а с вероятностью то мы всем прокурорам голову вскружим, как же они правосудие вершить будут?
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
вы написали очень интересно
Да не я это придумал (хотя очень бы хотелось))!. Еще с полвека назад вероятностный подход к оценке результатов УЗК сформулировал один из отцов-основателей: В.Г.Щербинский (ну или его школа).
И вовсе не как очередное исследование для присуждения ученых степеней, а для решения сугубо практических задач. В первую очередь в атомке, если не ошибаюсь.
Ну, и супостаты не дремали...
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,462
Реакции
322
там должно быть написано однозначно- разрушится (не годен) или не разрушится (годен).
Помните:
"— Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис, — ответил Остап, не замедляя хода. — Так вам скажет любой агент по страхованию жизни "?
Зачем же забирать хлеб у страховых агентов и (до кучи) прокуроров?
 
Сверху