Разбираемся. Дефект провис или смещение.

Ответить

КОНСТ

Мастер дефектоскопии
Регистрация
04.02.2013
Сообщения
1,249
Реакции
252
мы говорим про конретные швы, которые нам показал РИшат!
по расчету на внутреннее давление трубе диаметром 80 мм для давления 10 МПа достаточно иметь 2,5 мм
Dea135, вы забыли про коэффициент прочности сварного шва- с такими дефектами он будет меньше единицы, значит толщина будет больше, чем 2,5. При номинале 4.0 - запас минимален. А если трубопровод на улице, да плохо окрашен...

Но это ещё не всё. РИшат называл водород в качестве рабочей среды. Видимо, по трубопроводу транспортируются продукты разделения воздуха, а значит - рабочая температура труб с такими швами не просто отрицательная, а очень низкая. Понятно, что конструктор подобрал соответствующий материал, но у дефектов сварных швов есть неприятное свойство повышать минимально допустимую температуру. Если в теории нормально сваренный материал держит 10 МПа при минус 70, то с дефектами - не ниже минус 50. Или не 10, а 7 МПа.
 

Колян2

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
25.12.2012
Сообщения
5,250
Реакции
1,158
Возраст
61
Адрес
"Три шурупа" (Уфа, однако..)

у меня к вам предложение. возьмите и специально сварите пару швов с приличным отклонением ширины и высоты и сделайте механику таких швов. полагаю, она не будет отличаться от тех, которые прошли ВИК. а можете усложнить: сварите шов с корневым непроваром и с большим валиком и маленьким (вообще без валика). испытайте их на прочность.
А нахрена? Господа! А не лучше-ли будет всем нам вместо подобных "экскрементов"заняться своим прямым делом-проверкой ОК на соответствие его уже установленным нормам?Вместо того,чтобы подвергать эти нормативы сомнениям и своим собственным домыслам.Вполне возможно,что составляли их люди не менее гениальные,чем Вы.Такое в Ваши просветлённые мозги не приходило?Рискните допустить.
 

astrut

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
24.10.2013
Сообщения
7,815
Реакции
2,567
по расчету на внутреннее давление трубе диаметром 80 мм для давления 10 МПа достаточно иметь 2,5 мм
возьмите и специально сварите пару швов с приличным отклонением ширины и высоты и сделайте механику таких швов. полагаю, она не будет отличаться от тех, которые прошли ВИК. а можете усложнить: сварите шов с корневым непроваром и с большим валиком и маленьким (вообще без валика). испытайте их на прочность.
В статике всё так. И, геометрически, снижение прочности будет пропорционально уменьшению поперечного сечения в сечении с несплошностью (несплошностями). По фото в #109 это снижение - процентов не более 30 с учетом корневого дефекта.
вы забыли про коэффициент прочности сварного шва- с такими дефектами он будет меньше единицы
В условиях статики там даже у корневого дефекта коэффициент концентрации небольшой.
Сварщики придумали термин "равнопрочное сварное соединение". По честности и определенности он напоминает наши условную протяженность и эквивалентную площадь. Но у нас основные термины прикрыты эпитетами, а у них - нет, а жаль. На самом деле, их равнопрочность только геометрическая. Да и то, без учета коэффициента концентрации на границе усиление - основной металл. Если чуть вдаваться в тонкости, то следует учесть изменение свойств в наплавленном металле, ЗТВ и основном металле. Но, даже при злом нарушении технологии, статические испытания - на растяжение и изгиб, могут этого не заметить. Но перейдем к динамике и циклике. Там уже влияние несплошностей и коэффициентов концентрации напряжений станет более заметным. А нарушение режимов может привести к хрупкости. Но фишка в том, что до толщины 12 мм испытание на ударный изгиб не обязательно. А мы как-то сделали. Попался уникальный КСС. По ВИКУ не придерешься. Типоразмер, кажется, 76*6. Сталь что-то типа ГС. Сварной злодей заварил его за один проход. И без несплошностей. Сделали образцы во всю толщину стенки, поточнее отрегулировали опоры на копре, чтобы образец не развернуло и не согнуло. И с U-образным концетратором образцы разлетелись, как стеклянные. И это при комнатной температуре. Расчет по внутреннему давлению для труб малого диаметра почти ничего не дает. Стыковые соединения труба - труба малого диаметра в большинстве случаев работают в мягких условиях и с ними, даже сильно дефектными, редко что случается. там обычно вклад внешних воздействий невелик. И толку от УЗК и РК подобных соединений, в большинстве случаев, крайне мало. Но есть стыковые, например труба - отвод или труба - тройник или угловые - разные врезки. Там всё сложнее и ответственней.
ЗЫ кто сказал, что делать неправильно и криво-косо, а потом переделывать, если не прокатило -дешевле, лучше и быстрее, чем делать правильно и с первого раза? Но это в большей степени задачи организационные и операционного контроля. И решать их надо как можно раньше, желательно до начала работ, на этапе подготовки. Даже квалификация сварщиков и контроль готового шва здесь отходит на второй план. А поощрять рукоjobость - не наш метод
 

say_kzaem

Свой
Регистрация
15.08.2022
Сообщения
19
Реакции
2
Вот такой шов стоял 40 с лишним лет, и исчо бы простоял. Да вот беда труба в метре от него сгнила... Вырезали и ужаснулись! параметры работы около 200градусов и 200кгс/см2, сталь молибденистая нержавейка, ф180х22
Бывает и не такое) и держит ведь десятилетиями! Но гордится тут конечно нечем......в любой другой ситуации обязательно бахнет.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
8,999
Реакции
1,758
Dea135, вы забыли про коэффициент прочности сварного шва- с такими дефектами он будет меньше единицы, значит толщина будет больше, чем 2,5. При номинале 4.0 - запас минимален. А если трубопровод на улице, да плохо окрашен...
в расчете, на который я сослался, этот коэффициент есть, а если иметь ввиду на сколько ослабит шов конкретный дефект или валик с большой кривизной (концентрацией напряжения) то это уже как получиться. то был формальный расчетик показать наличие запасов даже для давления в 100 атм. реальную прочность шва оценить, конечно, сложнее и она, как писал выше astrut, сильно зависит от условий (динамика, температура), но для труб небольшого диаметра запасы всегда есть. конечно, это не означает, что они не разрушаются. в конце концов все тленно.
Понятно, что конструктор подобрал соответствующий материал, но у дефектов сварных швов есть неприятное свойство повышать минимально допустимую температуру. Если в теории нормально сваренный материал держит 10 МПа при минус 70, то с дефектами - не ниже минус 50. Или не 10, а 7 МПа.
да, такое свойство есть и связанно оно с уменьшением пластичности металла при низких температурах и невозможности "размазывать" напряжение возле дефекта, т.е. снижать коэффициент концентрации. За стойкость стали к хрупкому разрушению принято считать ударную вязкость.
если температура эксплуатации низкая, то требования к сварке и допустимым дефектам более высокие, а вот если температура эксплуатации высокая, то наоборот все внутренние дефекты с точки зрения их концентрации напряжения становятся незначительными (трещины не развиваются, во всяком случае хрупко не развиваются).
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
8,999
Реакции
1,758
А нахрена? Господа! А не лучше-ли будет всем нам вместо подобных "экскрементов"заняться своим прямым делом-проверкой ОК на соответствие его уже установленным нормам?Вместо того,чтобы подвергать эти нормативы сомнениям и своим собственным домыслам.Вполне возможно,что составляли их люди не менее гениальные,чем Вы.Такое в Ваши просветлённые мозги не приходило?Рискните допустить.
рискнули и что? вернутся к концепции плоской земли и ее базированию на трех слонах и черепахе?
Колян2, чего вас все время тянет к простоте и даже здесь на форуме вы не можете придаться иллюзии свободы и творчества. конечно, НТД составляли люди гениальные, как вы пишите, но с другой стороны мы не знаем механизмов электричества, магнитного поля, про гравитацию вы сами знаете и многого другого мы не знаем. вот если бы Эйнштейн сидел в своем патентном бюро и занимался патентным делом, то теорию относительности придумал кто-то другой, а не он. понимаете куда я клоню?- может вы тоже Эйнштейн, а вот душите его в себе.
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,461
Реакции
322
А не лучше-ли будет всем нам вместо подобных "экскрементов"заняться своим прямым делом-проверкой ОК на соответствие его уже установленным нормам?Вместо того,чтобы подвергать эти нормативы сомнениям и своим собственным домыслам.
...А посомневаться профессиональных прочнистов пригласить...
И все же не поверю что тема влияния дефектов на эту окаянную прочность вам не интересна...
 

Колян2

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
25.12.2012
Сообщения
5,250
Реакции
1,158
Возраст
61
Адрес
"Три шурупа" (Уфа, однако..)
...А посомневаться профессиональных прочнистов пригласить...
И все же не поверю что тема влияния дефектов на эту окаянную прочность вам не интересна...
Проф.шамана пригласить, оно как-то дешевле,надёжнее и привычнее.И результат-сопоставимый и похожий весьма.И тема-стрёмная и влияние-магическое и непредсказуемое.Остаётся только верить(или не верить)
 

Зайдуллин РИшат

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
10.02.2015
Сообщения
2,248
Реакции
612
да я против воспитания ничего не имею, ну понятно, если у шва есть не заваренный корень, то чего же еще обсуждать. я как раз пытался пояснить, что визуальное восприятие это одно, а когда мы пытаемся формально браковать по ВИК, то получается достаточно трудно забраковать или нам трудно объяснить, почему мы вот этот шов по ширине забраковали, а этот пропустили. поэтому мы часто бракуем не по формальным критериям, а по более сложным алгоритмам, а вот объяснить эти алгоритмы количественно и формализовать очень сложно.

у меня к вам предложение. возьмите и специально сварите пару швов с приличным отклонением ширины и высоты и сделайте механику таких швов. полагаю, она не будет отличаться от тех, которые прошли ВИК. а можете усложнить: сварите шов с корневым непроваром и с большим валиком и маленьким (вообще без валика). испытайте их на прочность.
К сожалению нет такой возможности. Но опыт по механике большой, т.к. в молодости был инженером по механич. испытаниям и испытал не одну сотню КСС. Скажу, что св.швы с корневыми дефектами редко проходили испытания из-за разрушения по сварному шву.
Вот только не пойму, о чем мы спорим ? Вы призываете меня не быть таким принципиальным ? Или крутим барабан и как лотерею пропускаем сварные швы с браком ? Вот на завтра меня опять вызвали на проверку КСС этой организации. Проведу контроль и доложу сообществу.
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
8,999
Реакции
1,758
Вот только не пойму, о чем мы спорим ? Вы призываете меня не быть таким принципиальным ? Или крутим барабан и как лотерею пропускаем сварные швы с браком ?
не тратить силы понапрасну.
Проведу контроль и доложу сообществу.
стоя!
 

astrut

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
24.10.2013
Сообщения
7,815
Реакции
2,567
Скажу, что св.швы с корневыми дефектами редко проходили испытания из-за разрушения по сварному шву.
В ультразвуке искусственные отражатели чего-то там типа моделируют и на что-то похожи. Механические испытания КСС тоже чего-то там типа моделируют. А теперь представьте эпюру напряжений по толщине стенки в стыковом шве труба с трубой, например, от внутреннего давления или от внешних воздействий, например, изгиба. Где максимум? Сравните с условиями при испытании:rolleyes:
 

dea135

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
17.02.2013
Сообщения
8,999
Реакции
1,758
А по делу есть что написать ?
так я уже все написал, но у вас по "делу" нет возможности, а теоретически мы уже много чего обсудили. astrut уже вам намекнул, что кольцевые напряжения в два раза больше продольных, если речь о внутреннем давлении, т.е. наличие корневых непроваров в кольцевых швах не столь критично, как в продольных швах. из этого нет следствия относится к непроваром в кольцевых швах как к норме, но знание- сила.
 

lona53

Мастер дефектоскопии
Регистрация
22.03.2019
Сообщения
1,461
Реакции
322
...кольцевые напряжения в два раза больше продольных, если речь о внутреннем давлении...
Независимо от соотношения величин внутреннего давления и изгибающего момента?
 

astrut

Дефектоскопист всея Руси
Регистрация
24.10.2013
Сообщения
7,815
Реакции
2,567
astrut уже вам намекнул, что кольцевые напряжения в два раза больше продольных, если речь о внутреннем давлении, т.е. наличие корневых непроваров в кольцевых швах не столь критично, как в продольных швах
Всё так, но я даже не про это намекал, а про то, что максимум напряжений располагается не на внутренней поверхности трубы, где находится корневой непровар, а на наружной. То есть, наружный дефект, например, подрез, может быть опаснее дефекта на внутренней поверхности, например, непровара
 

basket

Бывалый
Регистрация
10.02.2016
Сообщения
174
Реакции
34
Прозвучил 89х4.5, не сплавление по кромочкам примерно на глубине 4.3мм, длинной условно >10 мм, выявлено сигналом с 2х сторон, проекция примерно попадала в одну точку.
 

Вложения

  • Труба Ф89х4.5 (Е-110-4.3-11-Н).jpg
    Труба Ф89х4.5 (Е-110-4.3-11-Н).jpg
    3.5 MB · Просмотры: 37
  • Труба Ф89х4.5.jpg
    Труба Ф89х4.5.jpg
    2.3 MB · Просмотры: 35
Сверху